Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - 1 должностной регламент государственного гражданского служащего

1 должностной регламент государственного гражданского служащего

Должностной регламент государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»


Абрамов И.А. © Аспирант, кафедра уголовно-правовых и специальных дисциплин, Московский гуманитарный университет (МосГУ) ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Аннотация В статье рассматриваются общие положения должностного регламента государственного гражданского служащего, а также требования предъявляемые к ним. Ключевые слова: государственный гражданский служащий, регламент.

Keywords: civil servant, regulations. Термин «должностной регламент» и идея должностных регламентов впервые нашла своё подтверждение в Концепции реформирования государственной службы РФ, утв. Распоряжением Президента РФ от 15.08.2001г. № 436-РП. Должностной регламент представляет собой документально зафиксированные требования к исполнению государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей.

№ 436-РП. Должностной регламент представляет собой документально зафиксированные требования к исполнению государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей. Должностной регламент, по сути, сходен с должностной инструкцией.

Должностными регламентами регулируется служба, а должностными инструкциями -иные трудовые отношения. Ст.47 ч.1 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливается, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утвержденным представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Среди основных признаков должностного регламента можно выделить следующие: 1) должностной регламент является локальным актом; 2)должностной регламент содержит в себе требования к определенной должности государственной гражданской службы.

Должностные регламенты всех гражданских служащих, проходящих службу в конкретном государственном органе, являются составной частью административного регламента данного государственного органа. В ст. 47 ч.2 указанного закона устанавливаются требования к содержанию должностного регламента, в него включаются: 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту работы) по специальности. При этом знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).

К знаниям, необходимым на государственной службе, можно отнести, например, знание необходимой для работы нормативно- правовой базы.

В близкой связи со знаниями выступают умения и навыки.

Умение -это владение способами применения усваиваемых знаний на практике.

В данном случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высшей степени совершенства. 2)должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы. 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или © Абрамов И.

А., 2015 г. обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения. Данная норма применяется в первую очередь, к должностям государственной гражданской службы категории «руководители»; 4)перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений.

Указанный перечень включается в случае, если данная должность гражданской службы предусматривает участие гражданского служащего, её замещающего, при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

Установление сроков подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений не всегда возможно, т.к. данные сроки могут определяться текущей необходимостью.

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами , а также с организациями. 7)перечень государственных услуг, оказываемых граждан и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В соответствии с ч.3 ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. То есть, выясняются вопросы, соответствует ли соискатель, гражданский служащий квалификационным требованиям, установленным в должностном регламенте, обладает ли он необходимыми знаниями и навыками, способен ли выполнять функциональные обязанности, закрепленные должностным регламентом.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, его соответствие необходимым по должности квалификационным требованиям, требованиям к знаниям и навыкам , способность эффективно исполнять установленные должностным регламентом должностные обязанности учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего. В данном случае оценка деятельности государственных гражданских служащих осуществляется в том числе с использованием показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, закрепленных в должностном регламенте.

Должностной регламент является одним из важнейших документов государственного гражданского служащего при прохождении государственной службы.

Именно им осуществляется профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего. Должностные регламенты должны отражать разнообразные процедуры служебной деятельности и юридически завершенные управленческие действия в государственном органе.

Цели должностных регламентов должны иметь многоаспектный характер: создание организационно-правовой основы профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; текущая регламентация служебной деятельности служащего; обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении служащего в кадровый резерв; планирование профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и его должностного роста; обеспечение объективности про проведении аттестации. Государственный гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, поручение гражданскому служащему обязанностей, исполнение которых не предусмотрено регламентом, не допускается. Литература 1. Россинский Б.В.

Административное право: учебник/ Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. -4-е изд., пересмотр.

и доп.- М.: Норма, 2009. -928с.

2. ФЗ № 79 от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ».

Приложение. Примерный должностной регламент государственного гражданского служащего Федерального дорожного агентства

Приложениек Федеральногодорожного агентстваот 6 августа 2018 N 2209 Примерный должностной регламент государственного гражданского служащего Федерального дорожного агентства УТВЕРЖДАЮ ______________________________ (наименование должности представителя нанимателя либо лица, уполномоченного нанимателем) ___________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия) «__»____________20__ г. Должностной регламент ______________________________________________________ (наименование должности, наименование структурного подразделения Федерального дорожного агентства) I.

Общие положения 1. Должность федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) ______________________ (указывается наименование должности, наименование структурного подразделения Федерального дорожного агентства) относится к _________________ (указывается группа должности гражданской службы) группе должностей гражданской службы категории_______ (указывается категория должности гражданской службы). Регистрационный номер (код) должности — ______________.

2. Область профессиональной служебной деятельности ________________ (указывается наименование должности гражданской службы): ________________ (указывается область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего Федерального дорожного агентства (далее — гражданский служащий). 3. Вид профессиональной служебной деятельности ____________________ (указывается наименование должности гражданской службы): ________________ (указывается вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

4. Назначение на должность и освобождение от должности _____________ (указывается наименование должности гражданской службы) осуществляется руководителем Федерального дорожного агентства (лицом, его замещающим).

5. _________________ (указывается наименование должности гражданской службы) непосредственно подчиняется ______________________ (указывается наименование должности гражданской службы, замещаемой лицом, в непосредственном подчинении которого находится гражданский служащий). II. Квалификационные требования для замещения должности гражданской службы 6. Для замещения должности _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) устанавливаются следующие требования.

6.1. Наличие ______________ (указываются квалификационные требования к уровню профессионального образования, установленные Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.

3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст.

1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст.

3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст.

459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст.

6730; N 49, ст. 7333; N 50, ст.

7337; 2012, N 48, ст. 6744; N 50, ст.

6954; N 52, ст. 7571; N 53, ст.

7620, ст. 7652; 2013, N 14, ст. 1665; N 19, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2874; N 27, ст. 3929, ст. 3441, ст.

3462, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст.

6165; N 49, ст. 6351; N 52, ст. 6961; 2014, N 14, ст. 1545; N 49, ст. 6905, N 52, ст. 7542; 2015, N 1, ст.

62, ст. 63; N 14, ст. 2008; N 24, ст. 3374; N 29, ст. 4388; N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 15, ст. 38; N 22, ст.

3091; N 23, ст. 3300; N 27, ст.

4157, ст. 4209; 2017, N 1, ст. 46, N 15, ст. 2139; N 27, ст.

3930, N 31, ст. 4741, 4824; 2018, N 1, ст.

7) (далее — Федеральный закон), а также при необходимости требования к специальности, направлению подготовки в соответствии с квалификационными требованиями к специальности(-ям), направлению(-ям) подготовки, определяемые с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего). 6.2. Наличие _________________ (указываются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения должности гражданской службы).

6.3. Наличие базовых знаний: ________________(перечисляются знания, необходимые для замещения должности гражданской службы, вне зависимости от области и вида деятельности). 6.4. Наличие профессиональных знаний: 6.4.1.

В сфере законодательства Российской Федерации: ______________ (перечисляются нормативные правовые акты Российской Федерации, знание которых необходимо для замещения должности гражданской службы в рамках области и вида деятельности). ____________ (указывается наименование должности гражданской службы) должен знать иные нормативные правовые акты и служебные документы, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом его профессиональной служебной деятельности.

6.4.2. Иные профессиональные знания: ________________ (перечисляются профессиональные знания, необходимые для замещения должности гражданской службы в рамках области и вида деятельности). 6.5. Наличие функциональных знаний: _________________ (перечисляются функциональные знания в зависимости от функциональных обязанностей гражданского служащего).
6.5. Наличие функциональных знаний: _________________ (перечисляются функциональные знания в зависимости от функциональных обязанностей гражданского служащего). 6.6. Наличие базовых умений: ________________ (перечисляются умения, необходимые для замещения должности гражданской службы, вне зависимости от области и вида деятельности).

6.7. Наличие профессиональных умений: _______________ (перечисляются профессиональные умения, необходимые для замещения должности гражданской службы в рамках области и вида деятельности).

6.8. Наличие функциональных умений: _________________ (перечисляются функциональные умения в зависимости от функциональных обязанностей гражданского служащего).

III. Должностные обязанности, права и ответственность 7. Основные права и обязанности ___________(указывается наименование должности гражданской службы): 7.1. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) имеет право на (перечисляются права, установленные Федерального закона).

7.2. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) обязан (перечисляются обязанности, установленные Федерального закона). 7.3. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) не может находиться на гражданской службе в случае (перечисляются случаи, установленные Федерального закона).

7.4. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) запрещается (перечисляются запреты, установленные Федерального закона).

7.5. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) обязан соблюдать требования к служебному поведению гражданского служащего (перечисляются требования, установленные Федерального закона).

8. В целях реализации задач и функций, возложенных на ______________ (указывается наименование структурного подразделения Федерального дорожного агентства), __________________ (указывается наименование должности гражданской службы) обязан: ____________________ (перечисляются обязанности, возложенные на гражданского служащего).

9. В целях исполнения возложенных должностных обязанностей__________ (указывается наименование должности гражданской службы) имеет право: ______________ перечисляются права гражданского служащего, необходимые для исполнения возложенных на него должностных обязанностей).

10. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) осуществляет иные права и исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374

«Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1747, N 37, ст. 3880; 2008, N 8, ст.

740, N 17, ст. 1883, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 18, ст. 2249, N 33, ст.

4081, N 36, ст. 4361; 2010, N 15, ст. 1805, N 26, ст. 3350, N 42, ст. 5377; 2011, N 12, ст. 1630, N 14, ст. 1935, N 22, ст. 3187, N 46, ст. 6526; 2012, N 20, ст. 2533, N 35, ст. 4823, N 37, ст. 5008; 2013, N 45, ст. 5822; 2014, N 30, ст. 4311, 2015, N 2, ст. 491; 2016, N 2, ст. 325, N 28, ст. 4741, N 36, ст. 5412), приказами Федерального дорожного агентства ___________________ (дополнить нормативными правовыми актами, предусматривающими осуществление прав и исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы).
4741, N 36, ст. 5412), приказами Федерального дорожного агентства ___________________ (дополнить нормативными правовыми актами, предусматривающими осуществление прав и исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы). 11. ________________ (указывается наименование должности гражданской службы) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Перечень вопросов, по которым_________________ (указывается наименование должности гражданской службы) вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения 12. При исполнении служебных обязанностей _____________ (указывается наименование должности гражданской службы) вправе или обязан самостоятельно принимать решения по вопросам: ______________ (перечислить перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения). V. Перечень вопросов, по которым_________________ (указывается наименование должности гражданской службы) вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений 13.

Рекомендуем прочесть:  Ограничения по малым закупкам

_______________ (указывается наименование должности гражданской службы) в соответствии со своей компетенцией вправе или обязан участвовать при подготовке (обсуждении) следующих проектов: _____________ (перечислить перечень вопросов, по которым в соответствии со своей компетенцией гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений). VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений 14. В соответствии со своими должностными обязанностями ____________ (указывается наименование должности гражданской службы) принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

VII. Порядок служебного взаимодействия 15. Взаимодействие _____________ (указывается наименование должности гражданской службы) с гражданскими служащими Федерального дорожного агентства, государственными служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г.

N 885

«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст.

1531; 2009, N 29, ст. 3658), и требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами Федерального дорожного агентства. VIII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административными регламентами Федерального дорожного агентства 16. _______________ (указывается наименование должности гражданской службы) _______________(указывается полный перечень государственных услуг либо делается запись, что государственные услуги не оказываются).

IX. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности 17.

Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности _________________ (указывается наименование должности гражданской службы) оценивается по следующим показателям : выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины; своевременности и оперативности выполнения поручений; качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок); профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами); способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты; творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям; осознанию ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений. С учетом должностных обязанностей могут быть указаны иные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Должностной регламент согласован : Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства ____________________ _____________ ____________ (инициалы, фамилия) (подпись) (дата) Лист ознакомления N п/п Фамилия, имя, отчество (при наличии) Дата и подпись в ознакомлении с должностным регламентом и в получении его копии Дата и номер приказа о назначении на должность Дата и номер приказа об освобождении от должности —————————— 1 Группа и категория должности гражданской службы указываются в соответствии с должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г.

N 1574

«О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; 2018, N 7, ст. 1018) (далее — Реестр должностей). 2 Указывается регистрационный номер (код) должности в соответствии с должностей.

3 При указании области профессиональной служебной деятельности рекомендуется использовать квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы, с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, предусмотренный Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(далее — Справочник квалификационных требований) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.

3215; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 1, ст. 63; 2016, N 27, ст. 4157). 4 При указании вида профессиональной служебной деятельности рекомендуется использовать квалификационных требований. 5 При заполнении должностного регламента рекомендуется использовать квалификационных требований.

6 Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения должности гражданской службы, указываются в соответствии с Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 16

«О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст.

640; N 42, ст. 6139). 7 Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности дополняются в зависимости от замещаемой должности гражданской службы. 8 Должностные регламенты начальников структурных подразделений и заместителей начальников структурных подразделений согласовываются с заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность структурного подразделения в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя Федерального дорожного агентства.

9 ознакомления с должностным регламентом является его неотъемлемой частью, оформляется на отдельном листе, имеющем общую нумерацию с должностным регламентом. <> Содержание

Статья 47. Должностной регламент

См.

комментарии к статье 47 настоящего Федерального закона 1. Профессиональная служебная деятельность осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. 2. В должностной регламент включаются: от 30 июня 2016 г.

N 224-ФЗ пункт 1 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, с 1 июля 2016 г. 1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности . 4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

< глава 9.> Статья 48. >> Содержание

Как составить должностной регламент госслужащего

07 Ноября 2017 в 16:55 Государственные служащие – особая категория работников. Эта статья расскажет о том, что такое должностной регламент госслужащего, как он создается и где применяется.

Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего.

Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями. Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент. Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением.

Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  1. положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  2. должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  3. положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  4. утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.
  5. штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно.

Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно Разработанный проект необходимо согласовать.

Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами.

Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования. Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  • Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  • Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  • Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  • Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  • Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  • Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  • Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.
  • Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  • Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта. В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его.

После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу.

Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления. Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте.

Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец. Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту.

Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего. Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде.

Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79. Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Автор: Подпишитесь на новости Клуба кадровиков Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.

Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес. Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с и и даете согласие на использование файлов cookie и передачу своих персональных данных сайту clubtk.ru * Подписаться Основные права, обязанности и ответственность государственного служащего изложены в статьях 14 и 15 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004.

Также госслужащий обязан соблюдать запреты и ограничения, установленные федеральным и региональным законодательством.

25 Июля 2021 в 12:25 Конфликт интересов на государственной гражданской службе — это ситуация, при которой личная выгода служащего мешает исполнять должные обязанности беспристрастно и препятствует соблюдению законных прав граждан. Служащий обязан сообщить об этом. Сокрытие информации может привести к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

27 Февраля 2021 в 14:06 Премии в государственных учреждениях — это дополнительные выплаты сотрудникам бюджетных организаций, которые производятся при успешном выполнении ими своих обязанностей и определенных критериев. С помощью бонусов и иных стимулирующих доплат работодатель мотивирует работников и поощряет их за достигнутые успехи. 25 Февраля 2021 в 15:06 Кадровый резерв государственной гражданской службы — это люди, которые при необходимости способны заменить действующих специалистов в кратчайшие сроки.

Запасы формируют для государственных ведомств регионального и федерального уровня по строгим правилам. Коммерческие структуры вправе использовать эти технологии быстрой замены специалистов на свое усмотрение по правилам, утвержденным руководством. 28 Декабря 2021 в 16:42 Выплата материального стимулирования аппарату суда — это вознаграждение сотрудников, помощников и секретарей судов разных уровней за их труд.

Зарплаты сотрудников судебных аппаратов ежегодно индексируются, но остаются крайне низкими, такое положение вещей уже несколько лет является предметом общественного обсуждения. 13 Декабря 2021 в 10:23 08 Июля 2021 15 Июня 2021 18 Мая 2021 28 Декабря 2021 02 Июля 2018 ИЗБРАННОЕ Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям НЕТ, СПАСИБО

Должностной регламент государственного гражданского служащего

Вы здесь Опубликовано 2008-06-23 15:26 пользователем cons_r «Кадровик.

Кадровое делопроизводство», 2008, N 12 Эффективность работы аппарата управления в целом и каждого из его подразделений в отдельности во многом зависит от того, насколько четко определены, согласованы, сбалансированы все составные части, звенья и элементы управляющей системы. Достичь этого на государственной службе помогают квалифицированно разработанные должностные регламенты всех категорий гражданских служащих. Автор статьи излагает основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента государственного гражданского служащего.

Практическое применение в системе государственного и муниципального управления широкого круга актов локального правотворчества требует соблюдения их системной согласованности.

Акты должны соответствовать действующему в России законодательству, быть согласованными между собой и с другими организационно-распорядительными документами.

В целях обеспечения этого требования принципиально важно соблюдать несколько основополагающих условий.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Сначала составляются положения о структурных звеньях управления (подразделениях органа власти), затем на их основе — модели должностей или положения о должностях. И только потом надо браться за разработку должностных регламентов, которые используются на государственной гражданской службе, и должностных инструкций, применяемых на муниципальной службе. Во-вторых, в целях достижения единообразного подхода к составлению подобного рода документов, а также для обеспечения необходимой содержательности и хорошей сопоставимости проектируемых норм все виды организационно-правовых актов, как-то: статутарные, процедурные, регламентированные и другие должны разрабатываться на основе единых методических установок.

Реализация этого требования сопряжена с известными трудностями по одной простой причине. До настоящего времени на гражданской службе отсутствуют достаточно подробные, четкие и понятные, легко применимые и качественно выполненные методические рекомендации по разработке локальных нормативно-правовых актов. В силу чего субъекты кадровой работы на местах вынуждены самостоятельно отрабатывать структуру и содержание таких документов, что не всегда обеспечивает требуемую полноту и качество содержащихся в них норм.

Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005.

Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций.

Словарь кадрового делопроизводства. В числе форм права, дополняющих закон в тесном смысле наряду с административными распоряжениями и судебной практикой, имеет чрезвычайно важное значение право статутарное, или автономическое, то есть нормы, издаваемые самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями.

Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений. В-третьих, эффективное применение документов, устанавливающих функции управления, профессиональные обязанности, служебные права и ответственность звеньев управления и должностных лиц, возможно при исполнении еще одного немаловажного требования — отработанности процедур подготовки проектов нормативно-правовых актов и надлежащего утверждения этих актов.

Значение и содержание должностного регламента Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(далее — Закон N 79-ФЗ) так определяет значение и содержание должностного регламента — документа (ст.

47): 1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. 2. В должностной регламент включаются: — квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; — должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; — перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; — перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; — сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; — порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; — перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; — показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента.

При условии подробного и точного составления этих разделов содержащиеся в них нормы будут наиболее полно отражать порядок организации и содержание управленческой деятельности сотрудников государственной гражданской службы, конкретно определять, каким образом то или иное должностное лицо обязано и может действовать, что является основанием для оценки деятельности гражданского служащего, в том числе для привлечения к ответственности либо для поощрения. В соответствии с действующим законодательством типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению государственной службой, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы государственной власти федерального уровня, а также на уровне субъектов. Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности) не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок.

Конкретные должностные регламенты разрабатываются, таким образом, применительно к действующим должностям гражданской службы для непосредственного определения содержания деятельности, обязанностей, прав, ответственности и других положений, о которых упоминалось выше. Ответственность за разработку конкретных должностных регламентов и обеспечение ими гражданских служащих несут их непосредственные начальники. Проекты таких регламентов желательно составлять с привлечением сотрудников, для которых эти документы разрабатываются.

Утверждаются конкретные должностные регламенты представителем нанимателя.

В данном случае представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, что указано в ст.

1 Закона N 79-ФЗ. Чтобы должностные регламенты стали действенным средством установления и поддержания порядка на государственной гражданской службе, важно обеспечить их полное и точное соответствие реальному положению дел на каждый текущий момент времени.

Для этого целесообразно проводить периодическую (например, один раз в год) ревизию содержащихся в регламенте положений и вносить в них определенные коррективы в соответствии с изменившимися условиями, функциями, факторами управления и обязанностями должностных лиц.

Должностные регламенты вводятся в действие со дня их утверждения, если в приказе об утверждении не оговаривается иной срок введения в действие, сообщаются гражданским служащим при оформлении на службу до заключения служебного контракта.

В процессе практической деятельности гражданские служащие должны самостоятельно отслеживать соответствие норм регламента исполняемым обязанностям, правам и иным конкретным действиям.

При выявлении расхождений ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в существующие регламенты. Такая мера позволяет дополнить контроль «сверху» за содержанием регламентов контролем «снизу». Основные недостатки создаваемых регламентов Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются: — неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности; — недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; — как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков; — неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих. Несовершенные должностные регламенты не выполняют в должной мере своей регламентирующей и регулирующей роли. В силу чего уместны следующие рекомендации: во-первых, важно точно разграничивать и юридически закреплять, какого типа действия выполняются гражданскими служащими каждой конкретной категории — руководителями разных уровней, помощниками (советниками), функциональными специалистами и обеспечивающими специалистами; во-вторых, большое значение имеет научно обоснованное или эмпирически взвешенное распределение прав по уровням управленческой иерархии, обеспечивающее возможность должностным лицам выполнять возлагаемые на них обязанности максимально эффективно, оперативно и самостоятельно, без боязни

«переступить черту недозволенности и быть наказанным за инициативное право»

; в-третьих, столь же необходима четкая и в правовом отношении квалифицированная формулировка подраздела регламента об ответственности конкретного должностного лица; основной акцент здесь должен быть сделан на максимально адекватную разработку фактических оснований ответственности гражданского служащего, то есть на характеристике служебных упущений и нарушений, за которые тот может понести реальную ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и др.); в-четвертых, ясная и понятная система отработанных общих показателей и конкретных критериев качества и эффективности выполнения служебных обязанностей позволяет как самому должностному лицу, так и тем, кто оценивает его деятельность, сопоставлять полученные итоги с запрограммированными результатами; в-пятых, полезность действия должностного регламента только повышается, если в нем дополнительно к обязательным разделам предусматривать отражение таких вопросов, как обязанности по соблюдению этико-психологических правил поведения служащего и др.

Требования к создаваемому регламенту Основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента могут быть сведены к следующему: — название регламента должно содержать точное наименование должности, на которую он разработан. В «Общих положениях» следует предусматривать отдельную графу для указания количества служащих в данной должности; — состав регламента должен быть разбит на разделы и включать в себя как обязательные разделы, наличие которых законодательно определено, так и дополнительных по усмотрению самого государственного органа; — разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Разделы можно при необходимости разбивать на подразделы, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела; — содержание текста регламента должно быть по возможности кратким, но четким и достаточным для единообразного понимания сути изложенного, то есть не допускать возможностей различного толкования содержащихся в документе норм; — при изложении обязательных для должности характеристик и требований в тексте регламента предпочтительно применять слова «должен», «обязан», «имеет право», «следует», «необходимо» и производные от них; — в выходных данных регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента; — в конце регламента желательно предусматривать раздел под названием «Изменения, вносимые в должностной регламент», где они в последующем будут отражаться (табл.

1); — регламент должен завершаться указанием на ознакомление с ним должностных лиц, для кого этот регламент разработан, по следующей форме (табл. 2). Таблица 1 N п/п Содержание изменения Основание Дата Подпись руководителя Таблица 2 N п/п Ф.И.О.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+