Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Что делать если опоздали с сообщением об открытие обособленного подразделения

Что делать если опоздали с сообщением об открытие обособленного подразделения

Что делать если опоздали с сообщением об открытие обособленного подразделения

Уведомление о закрытии обособленного подразделения


→ → → Добавить в «Нужное» Обновление: 28 января 2021 г. Если организация принимает решение прекратить деятельность, которая велась через обособленное подразделение, это подразделение нужно снять с учета. Посмотрим, в каком порядке это делается.

Сразу отметим, что в консультации идет речь об обособленных подразделениях, не являющихся филиалом или представительством.

То есть информация о таком подразделении не содержится в уставе организации. Если закрывается обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то для его закрытия следует издать приказ руководителя организации (). И хотя в законодательстве прямо не сказано, что такой приказ необходим, он позволит зафиксировать дату закрытия ОП.

От нее отсчитывается срок для уведомления налоговиков о закрытии.

Кроме того, такой приказ поможет урегулировать связанные с закрытием вопросы (увольнение работников, передачу имущества и т.д.). Далее в ИФНС подается сообщение по утвержденной форме. Сообщение подается в течение 3-х рабочих дней со дня, указанного в приказе о закрытии ОП ().

То есть если организация не успевает подать указанное сообщение, то ей достаточно просто переделать приказ другой датой, чтобы избежать штрафа. Кстати, штраф за несвоевременную подачу указанного сообщения составляет 200 руб.

(). Директора организации за такое нарушение могут оштрафовать на 300 – 500 руб. (). До тех пор, пока обособленное подразделение не снято с учета в ИФНС, по нему нужно подавать отчетность и при необходимости уплачивать налоги.

Сообщение о закрытии ОП подается в инспекцию по месту нахождения организации ().

Сообщение можно подать:

  1. через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
  2. непосредственно в инспекцию. Это может сделать руководитель организации или его представитель (во втором случае понадобится доверенность);
  3. по почте заказным письмом;
  4. по ТКС;

Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией), подается по , утв. Приказом ФНС от 09.06.2011 N В нем заполняется страница 1 со сведениями об организации и страница 2 со сведениями о закрываемом ОП. По истечении 10 рабочих дней со дня подачи сообщения ИФНС выдаст уведомление по форме N 1-5-Учет ( к Приказу ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected]), свидетельствующее о снятии подразделения с учета.

Если организация ставила ОП на учет в ФСС, то туда надо подать заявление по утвержденной форме ( к Административному регламенту, утв. Приказом ФСС от 22.04.2019 N 217), копию приказа о закрытии ОП и справку банка о закрытии счета ОП. Сроки подачи этих документов законодательно не установлены.

Но лучше снять ОП с учета до конца текущего отчетного периода, чтобы потом не пришлось сдавать лишнюю отчетность.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Что будет, если не сообщить налоговикам вовремя о создании обособленного подразделения

Споры о том, какие санкции за несообщение в установленный срок о создании обособленного подразделения, ведутся ни один год. На основании каких норм НК РФ (ст.

116 или 126) взыскиваются штрафы с нарушителей?

Как действуют контролеры на местах? Какого мнения придерживаются контролирующие и судебные органы? В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: – по месту нахождения организации; – по месту нахождения ее обособленных подразделений; – месту жительства физического лица; – по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств; – по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговым органом на основании сообщений, представляемых (направляемых) в ИФНС этой организацией.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговым органом на основании сообщений, представляемых (направляемых) в ИФНС этой организацией. В силу пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в ИФНС сведения о данных обособленных подразделениях, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, а также в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации. Соответствующее сообщение подается по форме С-09‑3‑1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 № Как указывает Минфин в Письме от 25.10.2016 № 03‑02‑07/ 1/61934, Налоговым кодексом не предусмотрены особенности определения обособленных подразделений организации в зависимости от места нахождения этой организации и ее обособленных подразделений на территории, подведомственной одному или нескольким налоговым органам.О нюансах, возникающих при открытиинескольких обособленных подразделений На основании п.

4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. В таком случае уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, подается по форме 1‑6‑Учет (утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № Таким образом, для постановки на учет вновь создаваемого обособленного подразделения по месту нахождения другого обособленного подразделения в пределах одного муниципального образования организации следует вместе с сообщением об открытии обособленного подразделения (по форме С-09‑3‑1) направить в инспекцию по месту нахождения организации уведомление о выборе налогового органа по форме 1‑6‑Учет (Письмо ФНС России от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886). О нюансах, возникающих при открытииодного обособленного подразделения Если организация расположена со своим единственным обособленным подразделением в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, право вышеуказанного выбора организации не предоставляется.

Согласно официальной позиции организация не вправе выбрать только один налоговый орган для постановки на налоговый учет. Правило выбора инспекции, прописанное в п.

4 ст. 83 НК РФ, работает только при наличии нескольких обособленных подразделений организации (Письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03‑02‑07/1-126).Если обособленное подразделение наделено рядом полномочий В случае наделения организацией своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов как в отношении работников обособленного подразделения, так и в отношении работников самой организации уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, наделенного вышеуказанными полномочиями, и у названной организации возникает обязанность, установленная пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ: сообщить об этом в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями в ИФНС по месту его нахождения (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03‑15‑06/27777).

Сообщение российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочи­ями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц передается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] (пп.

7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ положения пп.

7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 01.01.2017 (письма Минфина России от 04.04.2017 № 03‑15‑06/19684, ФНС России от 06.03.2017 № БС-4-11/[email protected] (вместе с Письмом Минфина России от 20.02.2017 № 03‑15‑07/9512)). По результатам вышеназванных действий налоговая инспекция направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Сделать это контролеры обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения от обозначенной организации в соответствии с п.

2 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ). Если выяснится, что организация в нарушение пп.

3 п. 2 ст. 23 НК РФ в установленный срок не сообщила в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях со дня их создания, то данное обстоятельство, скорее всего, послужит основанием для ее привлечения проверяющими должностными лицами налогового органа к ответственности по п. 2ст. 116 НК РФ. Согласно п. 2ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс.

руб. Однако у Минфина иная позиция.

Ведомство разъясняет: ответственность за несообщение в инспекцию о создании обособленного подразделения должна устанавливаться в соответствии с п.

1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946). Данной нормой установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду­смотренных НК РФ. ФНС придерживается аналогичного мнения (Письмо от 27.02.2014 № СА-4-14/3404), указывая при этом: за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности п.

1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб. Ответственность же по п. 2 ст.

116 НК РФ наступает в случае, если деятельность ведется без постановки на учет самого налогоплательщика. По причине того, что на практике контролеры зачастую применяют к налогоплательщикам санкции в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ, возникают налоговые споры, которые чаще всего перерастают в судебные.

Арбитры, признавая позицию налогового органа неправомерной, указывают: положения ст. 23, 83, 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет.

Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по делу № А60-4800/2015).

В ряде случаев суды приходят к выводу, что за несообщение сведений в инспекцию налогоплательщику грозит штраф 5 000 руб. Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п.

1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013, Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305‑КГ14-9035 оставлено без изменений). Свое решение арбитры мотивируют следующим: действующим законодательством предусмотрена обязанность ИФНС по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений.

Свое решение арбитры мотивируют следующим: действующим законодательством предусмотрена обязанность ИФНС по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений. Споры аналогичного характера дошли до Верховного суда (Определение от 23.10.2017 № 304‑КГ17-8872).

В ВС РФ обратилась организация, которая, по мнению контролирующего органа, вела деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А подобные действия образуют состав налогового правонарушения по п.

2 ст. 116 НК РФ. Сумма штрафа для организации оказалась внушительной и составила почти 12 млн руб. Укажем, что суд первой инстанции не согласился с ИФНС. Арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях организации состава правонарушения по п.

2 ст. 116 НК РФ, ведь налогоплательщик обязан только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений. Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление в ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.

126 НК РФ. Суд апелляционной инстанции, наоборот, заявил: поскольку обществом на территории иных муниципальных образований созданы обособленные подразделения без постановки на налоговый учет, выводы о наличии в действиях компании состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, правомерны. Кассационная инстанция также поддержала налоговый орган. Однако Верховный суд оказался на стороне налогоплательщика.

Он указал: налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в инспекцию о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок. Вместе с тем непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п.

1.1 и 1.2 ст. 126), влечет ответственность, оговоренную в п.

1 ст. 126 НК РФ. При этом нормой п.

2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 – 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

По мнению ВС РФ, выраженному в Определении № 304‑КГ17-8872, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в ИФНС и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех созданных на территории РФ обособленных подразделениях российской организации.

При этом непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.

126 НК РФ. Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ. Вывод Верховного суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377.

Верховный суд указал: необходимо четко разграничить между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116 и 126 НК РФ. Факт установления санкций согласно положениям п.

2 ст. 116 НК РФ свидетельствует о том, что предусмотренное данной статьей изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен он уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. В том случае, когда у инспекции имеется возможность определить размер налоговой обязанности, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассматриваемой ситуации в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения.

Однако факта неуплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения, контролерами установлено не было. Значит, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к ней санкций в виде изъятия части дохода, с которого налогоплательщик уплатил налоги в соответствии с требованиями налогового законодательства.

С учетом рассмотренной в статье правовой позиции Верховного суда можно констатировать: на данный момент вопрос об ответственности организации за несообщение налоговому органу о создании обособленного подразделения решен в пользу налогоплательщиков. Им грозит минимальный в данном случае штраф в размере 200 руб.

по п. 1 ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ. Полагаем, что с учетом позиции ФНС (Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/[email protected] ведомство направило в адрес территориальных налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2017 года по вопросам налого­обложения (п.

116 НК РФ. Полагаем, что с учетом позиции ФНС (Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/[email protected] ведомство направило в адрес территориальных налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2017 года по вопросам налого­обложения (п.

13)) риск применения налоговым органом к нарушителю последней из указанных норм минимален. :

  1. , эксперт

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно.

И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия.

В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий. Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца. Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным Обособленное подразделение характеризует два признака: 1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца; 2.

территориальная обособленность от головного подразделения. Разберем эти признаки подробнее.Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).

Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит. Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность).

К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67). Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.

Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ). Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ). Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство».

Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах. Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ). Постановка на учет или уведомление? Обособленное подразделение создано, что дальше?

А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет.

Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно.

Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется. Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации.
Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ).

Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/[email protected] (п.7 ст.23 НК РФ). Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ).

В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ. А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет.

Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N и «фактический» адреса Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации. Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации.

А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ). Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах. Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.

По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение. По нашему мнению, такой подход неверный.

Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется).

То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация. Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность? В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет. Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет.

Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей. Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена. Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей.

Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей. Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593). В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги. :

  1. , налоговый консультант Группы правового консалтинга

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Создание обособленного подразделения: порядок и сроки уведомления госорганов

Анонсы 7 декабря 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 24 ноября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 15 октября 2014 Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ специально для ГАРАНТ.РУО том, какие государственные органы и в какие сроки необходимо уведомить при создании обособленного подразделения организации, рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Гусихин. Законодательство не запрещает юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле .

Однако при этом процедура создания таких обособленных подразделений законодательством не урегулирована. Сведения об этих подразделениях не вносятся в учредительные документы (обратите внимание, что с 1 сентября 2014 года сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в ЕГРЮЛ согласно изменениям, внесенным ). Возникновение обособленного подразделения связано не с изданием каких-либо распорядительных актов органами управления юридического лица (соответствующий порядок может определяться внутренними документами организации, однако его несоблюдение никак не влияет на обязанности учреждения, возникающие в связи с созданием рабочих мест вне места своего нахождения), а исключительно с осуществлением организацией текущей хозяйственной деятельности и созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения самой организации ().

При этом определено понятие обособленного подразделения организации, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Отметим, что в НК РФ не содержится определения термина «рабочее место», однако данный термин определен нормами трудового законодательства. По смыслу институты, понятия и термины трудового законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в трудовом законодательстве, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в целях применения положений НК РФ под рабочим местом следует понимать место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя ().

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации НК РФ связывает с одновременным выполнением следующих условий:

  1. ведение деятельности через это подразделение;
  2. наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца и оборудованных вне места государственной регистрации (места нахождения) организации;
  3. осуществление работодателем контроля рабочего места.
  4. территориальная обособленность;

Согласно организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения возникает независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой создано обособленное подразделение.

Для постановки организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения (, ).

Такое сообщение должно быть направлено организацией в налоговый орган по форме № С-09-3-1, утвержденной , в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (, ). БЛАНК о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) Российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях) С 1 февраля 2008 года, когда вступил в силу , организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в соответствии с в течение пяти дней со дня получения этих сведений (, ). Таким образом, в течение месяца с момента создания обособленного подразделения организация обязана направить сообщение о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения.

Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (см., например, , ), а ее должностных лиц – к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (). Следует также принять к сведению, что организация обязана в течение одного месяца письменно сообщить о создании обособленного подразделения и в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п.

2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «», далее – Закон № 212-ФЗ).

Как следует из , исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

На основании органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, являются:

  1. ФСС России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России.
  2. ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС;

В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды о созданном обособленном подразделении в произвольной форме.

Теги: Документы по теме: Новости по теме:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «»
  1. – ГАРАНТ.РУ, 23 апреля 2014 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+