Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Италия форма правления госуд устройства полит режима

Италия форма правления госуд устройства полит режима

Италия форма правления госуд устройства полит режима

Италия форма политического режима


» Страхование (КАСКО, ОСАГО) Сибирская Академия Государственной СлужбыКафедра политологииР Е Ф Е Р А ТНа тему: Политическая система и государственное устройство ИталииВыполнил: студентгр. ФПС 001 Гришин А.А.Научный руководитель:проф.

Демидов В.В.Новосибирск 20001. Форма правления и государственное устройство Италии2. Политические партии и партийная система.3.

Центральные органы государственной власти.3.1. Парламент.3.2. Президент, права и полномочия.3.3. Правительство Италии.4. Конституционный суд.5.

Судебная система.6. Административное деление1.

Форма правления и государственное устройство Италии Италия – Парламентская республика с президентской формой правления.Столица Италии – Рим.Население – Около 58 млн.человек, из них 94% итальянцы.Географическое положение – Государство на юге Европы. Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния.

Омывается 5 морями – Адриатическим, Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г.

Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства.

Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей.

Данная форма весьма близка к классической модели (Французская четвертая республика).2. Политические партии и партийная система.Многопартийность – одна из важнейших черт существующей партийной системы Италии в значительной мере данному положению вещей способствовала существовавшая до недавнего времени пропорциональная избирательная система при формировании представительных учреждений. На партийной арене кроме собственно партий, которых насчитывается только основных – ____, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др.

союзы. Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в Ватикане, расположенном в столице страны.Основными политическими партиями Италии являются:· Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г.

– партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые и центристские группировки – 1,4 млн членов;· Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г., – отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра;· Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., – левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала – свыше 500 тыс. членов;· Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., член Социалистического интернационала, правый центр – 180 тыс.

членов;· Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партия буржуазного типа – 110-120 тыс. членов;· Итальянская либеральная партия – 1848 г., – правая буржуазная партия – 60-153 тыс.

членов;· Национальный альянс 1946 г., – неофашистская партия – 400 тыс.

членов;· Федерация «зеленых» – 1987 г., – объединение организаций, выступающих за охрану окружающей среды;· Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает традиционные идеалы социал-демократии;· Партия коммунистического преобразования (ПКП) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, остается крайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.Отличительной чертой профсоюзного движения Италии является то, что наиболее влиятельные и крупные национальные объединения профсоюзов связаны с ведущими политическими партиями:Всеобщая итальянская конфедерация труда – итальянские коммунисты (ДПЛС, ПКП) – 4,5 млн членов;Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов – ХДП – 3 млн.

членов;Итальянский союз труда – ИСДП, ИРП – 1,5 млн. членов.3. Центральные органы государственной властиСистема центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная – имеет двойственную структуры и включает Президента и правительство – Совет министров.

Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами основного закона.1. Парламент.Высший орган законодательный власти — парламент, состоящий из двух палат: Палаты депутатов и Сената республики, избирается на 5 лет.Палата депутатов насчитывает 630 человек.

Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет.Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет.Согласно итальянским законам право избирать в Палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в Сенат — 25 лет.В настоящий момент в Испании (с 1993 г.) при избрании обеих палат парламента действует мажоритарная избирательная система.Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет.

решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат для принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и министров суду.Руководящие органы палат – бюро.

Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда требований на выборах.

В Сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет.

Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств.Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива. В тоже время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проекты областей могут касаться только областной жизни, избиратели не могут вносить проекты в областях, зарезервированных за правительством и т.д.Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям.

Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.2.

Президент, права и полномочия.Компетенция.
Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:· Направляет палатам послания;· Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;· Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;· Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;· Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц.Источник: https://mirznanii.com/a/181385/politicheskaya-sistema-italiiСибирскаяАкадемия Государственной СлужбыКафедраполитологииРЕ Ф Е Р А ТНатему: Политическаясистема и государственное устройствоИталииВыполнил:студентгр.ФПС 001 Гришин А.А.Научныйруководитель:проф.Демидов В.В.Новосибирск2000

  • Политические партии и партийная система.
  • Парламент.
  • Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., член Социалистического интернационала, правый центр – 180 тыс. членов;
  • Президент, права и полномочия.
  • Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партия буржуазного типа – 110-120 тыс. членов;
  • Национальный альянс 1946 г., – неофашистская партия – 400 тыс. членов;
  • Федерация «зеленых» – 1987 г., – объединение организаций, выступающих за охрану окружающей среды;
  • Итальянская либеральная партия – 1848 г., – правая буржуазная партия – 60-153 тыс. членов;
  • Правительство Италии.
  • Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., – левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала – свыше 500 тыс. членов;
  • Партия коммунистического преобразования (ПКП) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, остается крайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.
  • Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г., – отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра;
  • Форма правления и государственное устройство Италии
  • Центральные органы государственной власти.
    1. Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г.

      – партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые и центристские группировки – 1,4 млн членов;

    2. Конституционный суд.
    3. Судебная система.
    4. Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает традиционные идеалы социал-демократии;

    Особенности полупрезидентской формы правления в Италии

    , избираемый парламентом на совместном заседании его членов.

    Глава государства, как это принято при парламентских формах правления, играет номинальную роль в государственном механизме, его акты нуждаются в контрассигнации со стороны председателя Совета министров или соответствующего министерства. Фактически функции главы государства осуществляет глава правительства — председатель Совета министров.
    Фактически функции главы государства осуществляет глава правительства — председатель Совета министров.

    Система сдержек и противовесов между ветвями власти также построена по типу парламентского правления.

    Так, прежде чем приступить к своим функциям, правительство Республики не позднее 10 дней после сформирования должно получить доверие обеих палат. Законы, принятые парламентом, подписываются Президентом Республики.

    До подписания закона он может в мотивированном послании палатам потребовать его нового обсуждения, то есть имеет право вето.

    Однако, если палаты вновь одобряют закон Президент Республики обязан его подписать. Президент Республики может быть предан суду парламента за государственную измену или посягательство на конституцию. Президент Республики может распустить обе палаты или одну из них.

    Органы государственной власти Италии италия парламентский республика президент Нормы об органах государственной власти Италии закреплены в части 2 итальянской конституции и расположены в следующем порядке: -нормы о Парламенте (глава 1); -о Президенте Республики (глава 2); о Правительстве (глава 3).

    Общие вопросы организации судебной власти рассмотрены в главе 4 «Магистратура».

    Отдельно выделены нормы, посвящённые Конституционному суду.

    Парламент Италии является двухпалатным и состоит из палаты депутатов и сената республики.

    Он, как и любой иной парламент, является представительным и законодательным органом государственной власти.

    Срок полномочий обеих палат парламента, в соответствии со статьёй 60 итальянской конституции, составляет 5 лет и не может быть продлён иначе как на основании закона и только в случае войны. Палата депутатов представляет население всей Италии и, согласно статье 56 Конституции Итальянской Республики, избирается всеобщим и прямым голосованием в количестве 630 депутатов.

    Палата депутатов представляет население всей Италии и, согласно статье 56 Конституции Итальянской Республики, избирается всеобщим и прямым голосованием в количестве 630 депутатов. Депутатом может быть избран любой избиратель, которому ко дню выборов исполнилось 25 лет. Распределение мест между избирательными округами осуществляется делением количества жителей Италии, определяемого последней переписью населения, на 630, и распределением мест пропорционально числу населения каждого округа на основе внутренних коэффициентов и правила наибольшего остатка.

    Количество избираемых сенаторов — 315 человек.

    Ни одна область не может иметь меньше 7 сенаторов. Сенаторы избираются всеобщим и прямым голосованием избирателей, достигших 25 лет.

    Для граждан, чьи кандидатуры выдвинуты на выборы, установлен довольно высокий возрастной ценз — достижение возраста в 40 лет. В соответствии со статьёй 59 Конституции Итальянской Республики, каждый бывший президент является сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого.

    Также пожизненно Президентом Республики могут быть назначены сенаторами 5 граждан,

    «прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях»

    .

    Основной функцией обеих палат итальянского парламента является законодательная функция.

    При этом статьёй 71 итальянской конституции установлено, что законодательная инициатива принадлежит правительству, любому члену палат, а также органам и институтам, которые ею наделены конституционным законом.

    Предусмотрена и народная законодательная инициатива путём внесения от имени не менее чем 50 тысяч избирателей предложения, составленного в форме постатейного законопроекта. Законы рассматриваются и утверждаются каждой из палат, после чего предаются Президенту Республики для подписания. Президент Республики, в соответствии со статьёй 83 итальянской конституции, избирается парламентом на совместном заседании его членов.

    В выборах участвуют также по 3 делегата от каждой области, избираемые областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Например, область Валле дАоста имеет одного делегата. Избрание президента производится тайным голосованием большинством в 2/3 членов собрания.

    После третьего голосования достаточно абсолютного большинства. Статья 84 Конституции Итальянской Республики установлена, что Президентом Республики может быть избран любой гражданин, которому исполнилось 50 лет и который пользуется гражданскими и политическими правами. Президент Республики избирается на 7 лет.

    Функции Президента Республики во всех случаях, когда он не в состоянии их выполнять осуществляются председателем сената. При наличии длительной нетрудоспособности или в случае смерти или отставки Президента Республики председатель палаты депутатов палаты назначает нового Президента Республики в течение 15 дней.

    Более длительный срок может быть предусмотрен, если палаты распущены или остаётся меньше трёх месяцев до истечения срока их полномочий. Основные функции президента предусмотрены статьёй 87 итальянской конституции: -президент может направлять послания палатам; -назначает выборы новых палат и определяет день первого их заседания; санкционирует представление палатам правительственных законопроектов; подписывает законы, издаёт декреты, имеющие силу закона, и регламенты; назначает народный референдум в случаях, предусмотренных конституцией; аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях — с предварительного разрешения палат; является командующим Вооружёнными силами, председательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны; председательствует в Высшем совете магистратуры; может даровать помилование и смягчать наказания; жалует знаки отличия республики.

    Правительство Италии состоит из председателя совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров. Президент назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров. Председатель Совета министров руководит общей политикой правительства и несёт за неё ответственность.

    Он поддерживает единство политического и административного направлений, поощряя и координируя деятельность министерств.

    Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально — за действия их ведомств. Правительству Италии может быть делегировано осуществление законодательных функций со стороны парламента. Статья 76 итальянской конституции предусматривает, что такое делегирование может иметь место не иначе как с указанием руководящих принципов и критериев и только на ограниченное время и по определённому кругу вопросов.

    В таком случае правительство издаёт декреты, имеющие силу обычного закона. В соответствии со статьёй 77 Конституции Италии, правительство в случаях особой необходимости и срочности может издавать под свою ответственность временные распоряжения, имеющие силу закона.

    В день издания такого распоряжения правительство обязано представить его на утверждение в палаты парламента, которые, даже если распущены, специально созываются и собираются в течение 5 дней. С точки зрения партийного состава правительство Италии традиционно формируется как коалиционное.

    Поэтому характерными чертами государственного механизма Италии являются частая смена правительства и менее значительная по сравнению со странами с однопартийным или двухпартийным правительством роль в государственной и общественной жизни главы правительства. Он, в частности, лишён возможности принимать единоличные решения, ограничен в вопросе кадровых перестановок в правительстве, поскольку свои решения должен согласовывать с лидерами партий, входящих в правительственную коалицию.

    В соответствии со статьёй 135 Конституции Итальянской Республики, Конституционный суд состоит из 15 судей.

    Их назначают по 1/3: президент, парламент на совместном заседании палат и высшие органы общей и административной юрисдикции.

    Судьи Конституционного суда назначаются из числа магистратов, в том числе находящихся в отставке, высших органов общей и административной юрисдикции, ординарных профессоров права университетов и адвокатов с двадцатилетним стажем. Судьи Конституционного суда назначаются на девятилетний срок и не могут быть назначены повторно.

    Конституционный суд избирает из своей среды председателя, который остаётся на этом посту в течение трёх лет; он может переизбираться до тех пор, пока продолжает исполнять свои функции в качестве судьи Конституционного суда.

    Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью члена парламента или областного совета, с адвокатской практикой, а также с другими занятиями и должностями, указанными в законе. Конституционный суд рассматривает: -споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; -споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями и между областями; обвинения, выдвигаемые парламентом против Президента Республики. В Италии действует особый орган судебной власти — Высший совет магистратуры.

    В соответствии со статьёй 105 Конституции Итальянской Республики, в Высшем совете магистратуры председательствует Президент Республики.

    В состав Высшего совета магистратуры входят по праву первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда.

    2/3 остальных членов избираются всеми обычными судьями из числа судей различных категорий, а 1/3 — парламентом на совместном заседании палат из числа ординарных профессоров права университетов и из адвокатов, имеющих не менее чем пятнадцатилетний стаж. Высший совет магистратуры избирает вице-председателя из членов, избранных парламентом.

    Высший совет магистратуры избирает вице-председателя из членов, избранных парламентом. Выборные члены Совета остаются в должности четыре года и не могут сразу же переизбраны на второй срок.

    Высший совет магистратуры, согласно нормам о судоустройстве, рассматривает вопросы зачисления в магистратуру, назначения и перемещения магистратов, их повышение по службе, дисциплинарные меры, касающиеся магистратов. Заключение В современном мире всё большее распространение приобретают смешанные республики, сочетающие черты как президентской, так и парламентской республики, среди которых особо выделяется полупрезидентская республика. В заключение подчеркнём её основные черты: ) выборность президента народом, как и при президентской республике; ) существует пост главы правительства, как и в парламентской республике; ) исполнительная власть осуществляется президентом (как в президентской республике) и правительством (как в парламентской республике) совместно, то есть президент делит исполнительную власть с правительством, чем обеспечивается своеобразное разделение властей «вглубь».

    Президент осуществляет общее руководство правительством, а глава правительства непосредственно руководит им; ) правительство несёт двойную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом. Использованная литература 1. Э.П.

    Григонис, В.П. Григонис. Конституционное право зарубежных стран. — СПБ. Питер, 2002 . Мировая экономика и международные отношения.

    1998, №7

    1. Скачать документ Информация о работе
    2. Скачать документ Информация о работе
    3. Скачать документ Информация о работе
    4. Скачать документ Информация о работе
    5. Скачать документ Информация о работе
    6. Скачать документ Информация о работе

    Не нашел материал для своей работы?

    Поможем написать качественную работу Без плагиата!
    © 2003 — 2018 «Библиофонд»

    Государственное устройство.

    Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую

    92 Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции.

    Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией). В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей.

    Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

    Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме правления — парламентская республика. Политический режим — демократический.

    Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.

    Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест — по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты — 5 лет.

    Полномочия могут быть продлены

    «только в законодательном порядке и лишь в случае войны»

    (ст.60 Конституции).

    Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями.

    Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты.

    Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие. Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной).

    Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам.

    Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст.59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства.

    По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября.

    Каждая палата устанавливает свой регламент работы.

    Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями.

    Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес. Основное правомочие Парламента — принятие законов.

    Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения.

    Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию.

    Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на утверждение Президента.

    Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное.

    Еще одно важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями. Глава государства — Президент Республики.

    Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами.

    Правомочия главы государства установлены Конституцией.

    Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона.

    Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат.

    Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию.

    Акты Президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность. Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает Председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов Правительства.

    Парламент должен вынести Правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования.

    В Конституции не содержится полного перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна практически оно руководит государством. Особенно широки полномочия Правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе.

    Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение Парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера- регламенты.

    Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава Правительства

    «направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность»

    . По Конституции Премьер-министр и министры ответственны перед Парламентом: Премьер-министр — за общую политику Правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную — за действия своих ведомств.

    Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится Парламентом на совместном заседании палат.

    Правовая система Общая характеристика Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является «прародиной» романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.

    Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство.

    На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции.

    Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.

    В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов.

    В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом.

    Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки. Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы с технико-юридической стороны — Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913).

    Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий. После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г.

    был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс.

    Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права.

    В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг.

    в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.

    Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. — одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм.

    Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права. Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).

    Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77).

    «Законодательные декреты» издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). «Декреты-законы», напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе «в случае особой необходимости и срочности», но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования. Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах.

    Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии.

    Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине. 92 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.

    Вопрос 47. Форма правления и государственный режим в Италии.

    Формирование и взаимодействие высших государственных органов.

    Италия — это классическая парламентарная республика. Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента, причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства, обусловленного многопартийностью, такая ответственность имеет вполне реальный, действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства, представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма.

    Разумеется, это показатель демократизма государства.

    Но оборотной его стороной является нестабильность управления страной, которая всегда таит опасность тому же демократизму.

    Именно с целью прекратить бесконечную смену правительств в начале 90-х годов в стране была реформирована избирательная система применительно к выборам в парламент (вместо существовавшей ранее чисто пропорциональной системы установлена смешанная мажоритарно-пропорциональная система). Парламент.Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

    Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера.

    Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

    Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции. Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции.

    В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством. В соответствии с законом, правом быть избранным в палату депутатов пользуются все итальянцы, которым ко дню выборов исполнилось 25 лет. Однако это право не распространяется на депутатов и советников областных органов власти, на председателей провинциальных джунт (правительств), мэров коммун с населением свыше 20 тысяч человек.

    Не могут быть избраны в палату депутатов начальники и заместители начальников полиции, генеральные инспекторы и чиновники общественной безопасности, префекты и вице-префекты, судьи, высшие офицеры вооруженных сил в тех округах, где они служат.

    Совет министров (Правительство).

    В Конституции подраздел «Совет министров» раздела «Правительство» состоит всего из пяти статей (ст. 92 — 96). Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов. По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы.

    Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона. Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению — министров.

    Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге.

    Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.22 

    Государственное устройство

    В 1946 году, после окончания Второй мировой войны и свержения фашистского режима в Италии, в стране был проведен общенациональный референдум, по результатам которого Италия была объявлена парламентской республикой, главой которой выбирается президент. В 1947 году была создана новая Конституция – одна из самых демократических в мире, и через год она вступила в силу и до сих пор действует почти без поправок.

    Согласно Конституции Итальянской Республики, основным законодательным органом является двухпалатный Парламент, члены которого избираются народом, главой государства представлен Президент, который в свою очередь выбирается Парламентом, а исполнительной властью наделен Совет министров, назначаемый Президентом.

    Итальянский Парламент состоит из двух палат – сената и палаты депутатов.

    Юридически они равноправны, но фактически сенат имеет меньше власти. В сенате представлены 323 сенатора, часть из которых выбраны пожизненно.

    В палате депутатов заседает 630 человек. Депутаты и сенаторы имеют право принимать законы, утверждать бюджет государства, ратифицировать международные договоры. Полномочия Парламента достаточно велики, чтобы называть Итальянскую республику парламентской.

    В каждой палате представлен свой руководящий орган под названием бюро, который состоит из председателя, вице-председателей, квесторов и секретарей. Члены бюро подбираются таким образом, чтобы в нем были представители всех партийных фракций – групп, состоящих не менее из 20 членов в палате депутатов и не менее 10 в сенате, причем во фракции могут быть представлены несколько партий. Также законодательная власть в меньшей мере принадлежит правительству, областным советам республики, Национальному совету экономики и труда и народной инициативе.

    Последний вариант возможен при создании групп избирателей, которые насчитывают не менее 50 тысяч человек. Многие свои законодательные права Парламент может отдать Правительству, кроме тех областей, которые касаются Конституции.

    Парламент избирает президента – главу государства. Срок его правления – 7 лет. Президент наделен исполнительной властью: утверждает принятые сенатом и палатой депутатов законы, распускает Парламент при необходимости, издает декреты, назначает народные референдумы, объявляет состояние войны (только по решению палат).

    Также президент выполняет роль главнокомандующего Вооруженных сил и является председателем Высшего совета магистратуры.

    В судебном отношении он имеет право помиловать и уменьшать наказания. Но любые действия президента недействительны без письменного заверения уполномоченного министра, который и несет ответственность за принятое решение.

    Президент Италии назначает правительство, главный орган исполнительной власти, представленный Советом министром с председателем во главе.

    В течение 10 дней после формирования правительства обе палаты Парламента должны объявить свое доверие Совету министров, иначе оно считается недействительным.

    Правительство несет ответственность перед сенатом и палатой депутатов, исполняя законы, принимая декреты и постановления.

    Большинство полномочий, которыми наделен Президент Италии, по сути выполняются правительством. Также государственная система Итальянской республики представлена несколькими дополнительными органами, которые выполняют функции контроля и содействия Правительству и Парламенту – это Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +