Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Пейзаж в романе преступление и наказание с цитатами

Пейзаж в романе преступление и наказание с цитатами

Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города.

В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в „широкошумные дубравы» — он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», — писал Д. Мережковский.Описания природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается. Эта связь объясняет некую условность пейзажей, их «заданность».

Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, «неуклонно раскрывают единый смысл: впечатление чего-то в большей мере неправильного, нестройного, искривленного, грязного, безобразного».

Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя.

Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен.

Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации.Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева.Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что

«гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай»

.

Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.

Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.

Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных.

и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания».

Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу. «На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни.

Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.ужас у него душно. а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю. В.

Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга —

«частица общей атмосферы романа, душной и безысходной»

.Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление.

«Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день»

.Образ солнца в романе имеет несколько значений.

Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено.Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике XIV, «короле-солнце».

В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя. Однако солнце ослепляет Раскольникова — точно так же героя губит его идея о «сильной личности».Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения.

«Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания»

. «Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его.

Все дела их — как солнце пред Ним.» — читаем в Книге Премудрости Иисуса. Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей. Так, пейзаж у Достоевского участвует в сюжетном развитии действия, предопределяя будущее раскрытие преступления Раскольникова.Раскольникова в романе часто сопровождает и солнце заходящее, угасающее.

В первый раз он видит закат солнца в квартире старухи-процентщицы.

«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. „И тогда, стало быть, так же солнце будет светить!.» — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова.»Замечание это весьма знаменательно. Закат солнца ассоциируется у нас с закатом человеческой жизни, закат и затмение солнца, согласно Библии, предвещают людям смерть и несчастия.

Именно об этом говорит Господь Фараону Египетскому, желая покарать его за жестокость и своеволие.

«И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму. Приведу в смущение сердце многих народов, когда разглашу о падении твоем между народами.», — читаем откровения пророка Иезикииля.Закат солнца Раскольников видит и после своего первого сна, в котором Миколка забивает несчастную лошаденку.

Натура героя протестует против насилия — он видит себя ребенком, в гневе бросающимся на Миколку с кулачонками. И после этого сна Раскольникову кажется, что он опомнился, отказался от «проклятой мечты своей». Однако Достоевский показывает нам все то же заходящее солнце, символизирующее будущую картину убийства, заката человеческой жизни.

Солнце в данном пейзаже не только предваряет будущие события, но и как будто предупреждает героя, напоминая ему о суде и о гневе Божьем.В самой повторяемости данного образа в романе заложен глубокий философский смысл. «Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений».

«Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений»

. В книге пророка Иеремии читаем: «Но вот завет, который я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон мой во внутренность их и на сердцах их напишу его. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью.

Если сии уставы перестанут действовать предо мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо мною навсегда». Образ закатного солнца, переходящий из пейзажа в пейзаж, символизирует в романе постоянство, вековую неизменность понятий «добра» и «зла». В этих картинах Достоевский развенчивает поступок своего героя.

Библейский Каин убивает своего брата из зависти.

Современный герой, Раскольников, убивает старуху-процентщицу и Лизавету для того, чтобы проверить свою теорию. Однако, по Достоевскому, смысл поступка того и другого неизменен, путь каждого из них — греховен и порочен. Так пейзаж в романе связывается с идейным смыслом произведения.

Заметим, что героя практически никогда не сопровождает солнце утреннее, восходящее. Происходит это лишь в одном из пейзажей — на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь, любовь к Соне.

«День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки. С высокого берега открывалась широкая окрестность.

С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.

Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его».

Пейзаж этот символизирует будущее Раскольникова, его воскресение, переход из одного «идейного мира» в другой.В снах Раскольникова появляется лунный пейзаж.

Так, во сне об убийстве старухи «вся комната была ярко облита лунным светом. Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. „Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — это он, верно, теперь загадку загадывает».

Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стучало его сердце, даже больно становилось».Символическое значение месяца здесь во многом совпадает со значением солнечного света в «реальных» пейзажах романа.

«В Священном Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа»

.Символический пейзаж встречается и в грезах героя. Перед преступлением Раскольникову представляется, что он где-то «в Африке, в Египте, в каком-то оазисе».

Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом растут пальмы, все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который журчит рядом.

«И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блесками песку.»

Как отмечает Р.

Г. Назиров, пейзаж этот перекликается со стихотворением М. Ю Лермонтова «Три пальмы». Но в финале лермонтовского стихотворения пальмы безжалостно вырубают. По мнению исследователя, эта скрытая ассоциация предваряет трагедию в романе.Однако стоит отметить цветовой колорит этих грез.

Ручей, который журчит рядом с Раскольниковым, — чистый и прозрачный, почти голубой. Голубой цвет — цвет разума, рассудка, рациональности.

Он успокаивает, способствует погружению в себя. Рассудок героя (а не только сердце) подсознательно восстает против его «безумной идеи», просит его одуматься. Однако идея-страсть заглушает голос разума, и, очнувшись, Раскольников начинает свои лихорадочные приготовления.Голубой цвет присутствует и в другом пейзаже романа — в картине Зимнего дворца.

Однако идея-страсть заглушает голос разума, и, очнувшись, Раскольников начинает свои лихорадочные приготовления.Голубой цвет присутствует и в другом пейзаже романа — в картине Зимнего дворца. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает.

Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение.

Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина.»Голубой цвет здесь — очень холодный, равнодушный цвет. Зимний дворец воплощает собой лицо Петербурга. Картина эта символизирует собой Город, равнодушный к человеческим судьбам, благополучный, капиталистический Петербург.Второй тип пейзажей в романе связан с образом Свидригайлова.

Мрачный, унылый пейзаж сопровождает предсмертную ночь Аркадия Ивановича.

Вот герой приходит в дешевенькую гостиницу.

«А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через -ков мост по направлению на Петербургскую сторону.

Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на -ой проспект».Мрачный, темный пейзаж появляется во сне Свидригайлова.

«Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо и прикрытую одной рубашкой грудь. с деревьев и кустов летели в окно брызги, было темно, как в погребе, так что едва-едва можно было различить только какие-то темные пятна, сопровождавшие предметы».

Здесь опять возникает мотив темноты, сопровождающий этого героя (тусклое горение свечки, темная баня с пауками). Темнота эта символизирует беспросветность жизни Аркадия Ивановича, отсутствие в ней светлых сторон, подлинных человеческих радостей.Но начинается сон Свидригайлова с прекрасных видений. «Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день.

Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница.

Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом».Посреди всего этого великолепия Свидригайлов видит гроб, в котором лежит загубленная им девочка, самоубийца. Как заметил В.Я. Кирпотин, сон этот — трансформированная совесть героя.

Цветы — символ невинности, чистоты и красоты — передают его мысли о поруганной им невинности, загубленной красоте.Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни. «Молочный, густой туман лежал над городом.

Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст.

С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом.

Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями».Свидригайлов у Достоевского «движется в тумане»: у него нет никакой цели в жизни, никаких интересов, никаких моральных устоев. Аркадия Ивановича ничто не занимает, он не может найти забвение в пьянстве, гастрономии — он не любит этого.

Аркадия Ивановича ничто не занимает, он не может найти забвение в пьянстве, гастрономии — он не любит этого. Он погрязает в разврате, однако и это занятие не может поглотить Свидригайлова вполне. Он ни во что не верит, совесть за совершенные злодеяния не мучает его до последнего предсмертного часа.

Фактически ему тоже «некуда идти», как и Раскольникову, как и Мармеладову.

Кроме того, пейзаж этот своей тоскливой безысходностью предваряет смерть Свидригайлова, его самоубийство.Таким образом, практически все пейзажи в романе символичны.

Они предвещают будущие события и ситуации, тесно связаны с духовной эволюцией персонажей, с их нравственными исканиями, с подсознательной жизнью героев, с идейным замыслом произведения.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц.

Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.

Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления.

Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной.

Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым.

Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства. Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как

«на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь»

.

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин.

Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…»

.

Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.

Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.
Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей.

Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью».

Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения.

Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом. Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной.

Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым.

Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города.

Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы.

Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь. Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти».

Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин. Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Тест по произведению

  • Вопрос 1 из 16
    • 1865;
    • 1866;
    • 1867;
    • 1868.
  • 1868.
  • 1865;
  • 1866;
  • 1867;

(новая вкладка) Самые популярные материалы октября для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

Сочинение: Значение и роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

  1. Сочинения по литературе

Автор: Самый Зелёный · 03.02.2019 (513 слов) В литературных произведениях пейзаж зачастую играют важную роль, а природа иногда является полноценным героем книги.

Достаточно вспомнить, как силы природы помогли князю Игорю найти путь домой в «Слове о полку Игореве», как гроза в пьесе Островского положила начало борьбе нового и старого – продолжать можно бесконечно долго, а мы остановимся на роли пейзажа в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Описания природы становятся в книге предзнаменованием или прямой трансляцией сюжетного действия погодными условиями, а также демонстрируют эмоциональное состояния героя. Свидригайлов назвал Петербург «городом полусумашедших».

Именно такой, мрачный, угрюмый, немного мистический город – лучшая иллюстрация к «Преступлению и наказанию».

Самоубийство женщины с ​желтым ​лицом, постоянный шум и драки на Сенной, тесные проходные комнаты – все декорации к убийству. Как и многое в романах Достоевского, пейзаж Петербурга двойственен.

С одной стороны – это пыль и невыносимая духота: Ужас у него душно, а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек» [Пульхерия Александровна]. С другой стороны – сырость. Это серый и пасмурный город, с грязными каналами и чёрной водой.

Духота и грязь создают атмосферу безысходности, тягучести, липкости романа.

Главный «спойлер» книги — солнце. Солнечный свет ослепляет героя и сбивает его с ног так же, как его ослепляют мысли о сверхчеловеке.

Его восприятие мира и общества искажено идеей.

Выходя из своей маленькой, темной комнаты на верхнем этаже, герой с трудом смотрит на свет, у него начинает кружиться голова – ему плохо.

Солнце в романе – отдельный герой, почти лучший друг Порфирия Петровича, мотив открытости, разоблачения убийцы.

Оно как бы подсвечивает преступление Раскольникова.

Яркий, бьющий в глаза свет предупреждает не столько о том, что преступление будет раскрыто – это второстепенно. Важнее то, что солнце так сильно и полно освещает теорию Родиона, что в ней видны все промахи и огрехи. Главный из них, конечно, почему Раскольников-то право имеет?

Раскольникова в его поступках часто сопровождает заход солнца.

В литературной парадигме закат солнечный принято ассоциировать с закатом человеческой жизни. Первый раз он встречается Родиону в квартире старухи-процентщицы.

Следующий закат настигает его после сна, где ему снятся Миколка и бедная лошадь. После пробуждения он отрекается от «проклятой мечты своей», но мы же помним про значение заката за окном?

Значит, и закату жизни, и закату духовного существования – быть, а значит быть и убийству старухи, но что важнее – духовному убийству самого себя. Рассвет в жизни Раскольникова наступает лишь на каторге. Тогда он чувствует в себе любовь к Соне.

Еще одно значение пейзажа в романе – передача состояния героя.

Темный, страшный, наводящий тоску и грусть пейзаж Петербурга связан с именем Свидригайлова, а именно с его последней ночью. В это время разразилась гроза, шумел ветер и хлестал дождь — вода в Неве была чёрная-чёрная. В своём сне он также видит ветер, врывающийся в комнату, брызги, снег, облепляющий лицо.

Мотив темноты и страха перед смертью прослеживается в этом роковом эпизоде. Туман — важный спутник Свидригайлова, вся его жизнь проходит, как в тумане — бесцельно, во мгле и без надежд. Заканчивается она так же — Свидригайлов идёт по мосту, который окутан туманом.

Тоскливый пейзаж предваряет его самоубийство. Символизм пейзажей в «Преступлении и наказании» налицо – они предваряют дальнейшее развитие сюжета, транслируют психологическое состояния и мечты героев, служат им некими подсказками, и конечно же, создают гнетущую атмосферу города бесконечной грусти.

Многомудрый Литрекон написал это краткое сочинение-рассуждение, чтобы помочь читателям лучше понять роман Ф. М. Достоевского. Но если что-то все-таки осталось за кадром, напишите об этом в комментариях.

Автор: Анастасия Чернышева Метки: 10 классПреступление и наказаниесочинение-рассуждениеФедор Достоевский Читайте также:

Последнее

  1. Новые записи
  1. Краткие содержания Краткое содержание рассказа Зощенко «Беда» для читательского дневника (+ отзыв) 9 Окт, 2021
  2. Итоговые сочинения Итоговое сочинение: Чтобы никому не завидовать, надо быть личностью 8 Окт, 2021
  3. Итоговые сочинения Итоговое сочинение: Почему наше представление о другом человеке не всегда соответствуют реальности? 8 Окт, 2021
  4. Краткие содержания Кратчайшее содержание рассказа «Дары Волхвов» (О`Генри) 8 Окт, 2021
  5. Краткие содержания Краткое содержание романа «Доктор Живаго» по главам (Б.

    Л. Пастернак) 9 Окт, 2021

  1. Самый Зелёный написал:
  2. Тимур написал:
  3. рамзан написал:
  4. Ника написал:
  5. Лара написал:

Архивы

  1. Май 2021
  2. Январь 2021
  3. Август 2021
  4. Ноябрь 2018
  5. Ноябрь 2021
  6. Апрель 2021
  7. Декабрь 2018
  8. Июнь 2021
  9. Сентябрь 2021
  10. Май 2021
  11. Октябрь 2021
  12. Июнь 2021
  13. Апрель 2021
  14. Август 2021
  15. Февраль 2021
  16. Октябрь 2021
  17. Январь 2021
  18. Март 2021
  19. Июль 2021
  20. Март 2021
  21. Сентябрь 2021
  22. Декабрь 2021
  23. Февраль 2021
  24. Июль 2021
  25. Октябрь 2018

Описание улиц Петербурга пейзаж по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф.

М.)

⇒ ⇒ Автор также выделяет в романе мотив грязи – это грязь на улицах Петербурга, грязь в обществе и в душах людей.

Вообще, Петербург изображен в произведении как город контрастов: с одной стороны – пыль, грязь, теснота и вонь, а с другой – величественные здания, роскошная обстановка, прекрасные фонтаны. Когда Раскольников идет на убийство, его не случайно посещает мысль о фонтанах, которые дают очищающую и живительную влагу.Ее так недостает в пыльном, душном городе.Раскольников, возможно, надеется, что убийство станет для него самого и близких ему людей таким вот спасительным фонтаном.Вместе с урбанистическим пейзажем входят в роман картины пьянства, нищеты, бедствийИ лишений низших слоев общества.

В произведении автор поднимает проблемы наиболее актуальные для Петербурга той эпохи и дает им при помощи теории главного героя иное освещение, отличное от официального.

В самом тяжелом положении оказывается семья Мармеладовых.

Здесь остро стоят проблемы пьянства, проституции, голода и нищеты.Свидригайлов оканчивает жизнь самоубийством, другие герои романа неосознанно делают такие же попытки. Мармеладов пьяным погибает под колесами экипажа, Соня “пошла по желтому билету”, Дуня собиралась сделать практически то же самое, Катерина Ивановна заставляет своих детей просить подаяние. Все эти люди со своими проблемами являются непосредственным окружением Раскольникова.

Именно в такой “благодатной” среде появляется и находит себе применение философская концепция главного героя о неравенстве людей.Петербург становится сценой, на которой разворачиваются события романа.

Жизнь героев протекает на пыльных улицах столицы. Главный герой приходит на Сенную для открытого покаяния, а до этого Раскольников много бродит по улицам Петербурга, видит удручающие картины жизни бедных людей, переживает и сочувствует обездоленным.Таким образом, Достоевскому удалось создать в романе уникальный и необычный образ Петербурга: с одной стороны – это конкретный город со своими социально-бытовыми условиями жизни; с другой – это город символов, наполненных глубоким философским смыслом. Конечно, причина преступления Раскольникова заключается не в мрачной и удручающей обстановке города, но эта среда, в которой ему довелось существовать, несомненно подтолкнула главного героя к совершению убийства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+