Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Предусмотреть в гк антикоропцуонной оговорки

Предусмотреть в гк антикоропцуонной оговорки

Одностороннее расторжение контракта по 44 антикоррупционной оговорке


» Гражданское право В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора.

Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света.
В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света.

Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства. Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым.

Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда.

Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.

Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на

«Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»

разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309

«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№273-ФЗ «О противодействии коррупции».Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно.

Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами.

Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему.

Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения. Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность. Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.Идем дальше,Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты.

В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки.

Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.

  • Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.
  • При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.
  • Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора.
  • В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется. Независимо от того будет включена антикоррупционная оговорка в договор или нет, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать законодательство о противодействии коррупции. Но при отсутствии антикоррупционной оговорки в договоре, хозяйствующие субъекты руководствуются только нормами права и несут ответственность перед государством, а при ее наличии в договоре хозяйствующие субъекты дополнительно к нормам права, должны будут руководствоваться условиями антикоррупционной оговорки и нести ответственность за ее нарушение друг перед другом.
  • Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.

Источник: http://gonzharov.ru/mnenie/korupcia.htmlСтатья 291 ГК устанавливает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, если иное не вытекает из законодательства или договора. « Таким образом, коммунальные предприятия допускают серьезное нарушение основополагающего законодательного акта, принуждая к заключению приложения к ранее заключенным договорам и угрожая неисполнением обязательства (оплаты выполненных работ) в случае отказа от подписания антикоррупционной оговорки.

Подписание антикоррупционной оговорки О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.№273- Внимание ФЗ «О противодействии коррупции».

Итак, разбираемся, обязательна антикоррупционная оговорка в договоре или нет: 1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г.Важно В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера.

Что такое стандартная антикоррупционная оговорка не известно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на

«Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»

разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.В систему аттестации и продвижения по службе руководителей включить проверку знания принципов деловой этики, оценивать достижение цели не только по финансовым параметрам, но также применяемым методам, особенно по соблюдению положений антикоррупционной политики.13.На условиях абсолютной конфиденциальности выстраивать каналы информирования о существующих опасениях, обращениях за советом, уведомлениях о добросовестно установленных нарушениях.14.Беларусь, в том числе Закон „О борьбе с коррупцией“ от 2006 года, а также его новая редакция, которая вступит в действие в январе 2016 года, не содержат требования включать в договоры антикоррупционной оговорки», — отмечают в БСПН.

В бизнес-союзе считают, что с юридической точки зрения, данный текст не может влиять на ответственность сторон, так как не основан на нормах белорусского законодательства. Соответственно, руководитель организации не может нести в данном случае ответственность за партнеров, работников, посредников, аффилированных лиц.

Соответственно, руководитель организации не может нести в данном случае ответственность за партнеров, работников, посредников, аффилированных лиц. Поэтому подобные оговорки несут в себе риски недействительности как противоречащие законодательным актам Республики Беларусь,

«влекут риск расторжения договора в одностороннем порядке со стороны государственных органов по надуманным основаниям в целях взыскания несуществующих убытков, а это — прямое противоречие нормам ГК»

, — отмечают в БСПН.Реагировать на сообщения про нарушения, принимая соответствующие меры, направленные на исправление ситуации, также дисциплинарные меры, рассматривая вопрос публичного раскрытия случаев применения политики компании.15.

Рассмотреть вопрос по совершенствованию своей программы комплаенс, обеспечивая следование антикоррупционным нормам за счет внешней сертификации, экспертизы, обеспечения эффективности.16. Также данная Сторона имеет возможность ссылаться в качестве возражений на принятие достаточных превентивных мер в сфере антикоррупционной политики. Если не предприняты со стороны нарушившей Стороны должные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, либо при невозможности принятия таких мер, и не были приведены убедительные доказательства Стороны, достаточные для обоснования возражения, у другой Стороны есть право прекратить либо остановить действие договора на свое усмотрение.Если выбраны варианты I и II, то неоднократное либо существенное нарушение антикоррупционных положений из договора, у Стороны, нарушившей положения, есть возможность устранения допущенных нарушений.

Также данная Сторона имеет возможность ссылаться в качестве возражений на принятие достаточных превентивных мер в сфере антикоррупционной политики.Если не предприняты со стороны нарушившей Стороны должные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, либо при невозможности принятия таких мер, и не были приведены убедительные доказательства Стороны, достаточные для обоснования возражения, у другой Стороны есть право прекратить либо остановить действие договора на свое усмотрение.Данная норма действует с 2013 года. Антикоррупционная оговорка в договоре строительного подряда Руководство юстиции Великобритании на случай таких ситуаций как адекватную превентивную процедуру устанавливают применение контрактных антикоррупционных стандартов в рамках цепочки поставок. Законом США о предотвращении коррупционной деятельности в отношении иностранных субъектов, который совместно опубликован Минюстом страны и Комиссией по ценным бумагам и биржам, рекомендует применять комплаенс-стандарты по отношению к случаям анализа деятельности деловых партнеров.

В чем суть антикоррупционной оговорки Антикоррупционные оговорки обычно обязывают более слабую в экономическом отношении сторону следовать определенным стандартам и положениям.

«В случае такой неоплаты или отказа от договора, безусловно, это будет грубым нарушением со стороны городских властей»

, — полагает Жук.В том числе возможен выбор из указанного списка мер, которые будут считаться компанией самыми подходящими, чтобы должным образом предупреждать коррупцию в текущих обстоятельствах.

При этом ни одна из указанных мер не считается обязательной по своему характеру: 1.Выражение явной, сильной, ощутимой поддержки, готовности к реализации корпоративной программы обеспечения следования антикоррупционным нормам Советом директоров либо другим управленческим органом, который несет основную ответственность за деятельность организации, также руководителями высшего звена.2.

Принять четко сформулированный основополагающий внутренний документ, который отражает настоящие Правила, являясь обязательным для всех директоров, должностных лиц, сотрудников и третьих лиц.

Распространяется действие документа на все дочерние компании под контролем организации, включая национальные и зарубежные.3.Внимание В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку.

Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора.

Рекомендуем прочесть:  Час тишины при ремонте в орле

Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. Не редко ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор. Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света.

Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства.При этом для комплаенс-оговорок характерен крайне важный «побочный эффект» — как минимум, в сравнении с прочими мерами в отношении комплаенса – уменьшение риска персональной ответственности для директора по факту возможных регулярных нарушений, в частности, при ценовом сговоре, коррупционном поведении и пр.

Чтобы уменьшить вероятность ответственности, необходимо сопровождение этих оговорок другими элементами эффективной системы комплаенса. Что запрещает антикоррупционная оговорка ICC 1)Взяточничество – передача, обещание, предложение, санкционирование либо получение любой неправомерной имущественной или другой выгоды в пользу либо со стороны определенных указанных выше лиц либо других лиц, чтобы сохранить либо получить неправомерные коммерческие или другие преимущества.Источник: http://yuridicheskaya-praktika.ru/zakazchik-prosit-podpisat-antikorruptsionnuyu-ogovorku-mozhno-li-menyat-tekst/И так, что нам известно об антикоррупционной оговорке:

  • Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.
  • В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется.
  • Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.

Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.Разберемся, возможно ли одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком, и как это сделать.Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен.

Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями.

Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне.

Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.В соответствии со ст.

95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  1. односторонний отказ.
  2. расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  3. по решению суда;

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.В соответствии со ст.

523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  1. исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  2. заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.
  3. неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч.

12 ст. 95).СкачатьШаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.

Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.СкачатьШаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п.

26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество.
Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество.

При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.СкачатьШаг 4.

Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.СкачатьПроцесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.Шаг 1.

Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.Шаг 2.

Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора.

При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.Источник: https://goscontract.info/kontrakt/odnostoronny-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta-44-fzПорядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение – ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44.

Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ. В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.
В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием.

Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС.

Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44).

Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства.

Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия№ПричинаЧем регламентируется1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ.

Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам.

Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФПовод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков№Причина Чем регламентируется1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества.

Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №447Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации–Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядкеТут, конечно, законодательство несколько несправедливо.

Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №447Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации–Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядкеТут, конечно, законодательство несколько несправедливо.

Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует.

Хотя для многих он мог бы быть полезен.Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций. Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.Как избежать нежелательных последствий при расторжении контрактаГлавное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах.

И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием. Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться!

Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий. И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/76-rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-sluchai-i-poryadokСогласно ч.

8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч.

9 ст. 95 № 44-ФЗ).В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

  • отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
  • обязательное уведомление второй стороны,

Онлайн-курс «Контрактная система. Участие в государственных и муниципальных закупках по 44-ФЗ».

Практические рекомендации, как подготовиться к участию. Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта.

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?Нет, по закону такая ситуация невозможна.

Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

  • В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).
  • Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ.

«Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону»

(ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).Особенности исполнения и расторжения государственного контракта – вебинар в Школе электронных торговЗаказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту.

Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч.

12 ст. 95).Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.

14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку.

Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч.

19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт — аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч.

23 ст. 95.По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке.

Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон.

Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту.

В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).Особенности исполнения и расторжения государственного контракта – вебинар в Школе электронных торговКонтрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием.

Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ.

Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.Согласно п.

9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора.

То есть в срок до 11.04.2014.Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок.

Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).

Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке.

Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.Основной курс для специалистов заказчика.

«Управление государственными и муниципальными закупками»

. Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов. Источник: https://School.Kontur.ru/publications/171

Антикоррупционное соглашение

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Руководствуясь статьей 233 АПК РФ и установив, что спор возник между сторонами из договора, заключенного в публичных интересах, целью его заключения выступает удовлетворение государственных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств федерального бюджета, что следует из условий договора, арбитражный суд правомерно отменил решение третейского суда, обоснованно указав, что подобные споры являются неподведомственными третейским судам, а третейские соглашения о передаче подобных споров в третейские суды — недействительными; рассмотрение таких споров третейскими судами нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Руководствуясь статьей 239 АПК РФ, отменяя решение третейского суда и отказывая в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что споры, возникающие из контрактов, заключенных на основании Федерального закона о размещении заказов, являются неподведомственными третейским судам, а третейские соглашения о передаче подобных споров в третейские суды — недействительными, так как рассмотрение таких споров третейскими судами нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции), поскольку по настоящему спору реализация спорного контракта производилась за счет использования (траты) бюджетных средств.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: См.: Ястребов В.Б., Молчанова М.А. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в законодательство государств, возникших на постсоветском пространстве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.

2016. N 3(58). С. 127 — 135. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В России введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки лишь рекомендуется , но не предписывается действующим законодательством, в том числе и ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Академик РАН Т.Я. Хабриева, в частности, предлагает

«в законодательстве закрепить правило об обязательном включении в соглашения антикоррупционной оговорки как инструмента, позволяющего установить юридические обязанности сторон по антикоррупционному поведению в рамках исполнения отдельно взятого договора»

.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+