Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Собственники земельных участков землепользователи землевладельцы

Собственники земельных участков землепользователи землевладельцы

Статья 5. Участники земельных отношений


1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. 3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.

1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК.

Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, — например, по ЗК земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.
Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, — например, по ЗК земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.

Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Например, установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами.

Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах. Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах.

С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.

В соответствии со от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

2. Иностранцы, так же как лица без гражданства и иностранные юридические лица, являются участниками земельных отношений, на которых распространяются все установленные законом права и обязанности. Единственное, в чем могут быть установлены ограничения для данных субъектов, — это в приобретении ими земельных участков в собственность, и такого рода ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах не ниже уровня федерального закона.

К настоящему времени запрет на приобретение земельных участков в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами установлен ФЗ о введении в действие ЗК (п. 5 ст. 3) — в отношении земель приграничных территорий до установления их перечня Президентом РФ и ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

— в отношении земельных участков из данной категории земель.

Причем согласно ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Причем согласно ст. 3 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. 3. С появлением в России права частной собственности и других вещных прав на землю и до введения в действие ЗК в законодательстве, научной литературе и на практике использовались различные термины для обозначения обладателей указанных прав.

Земельный кодекс ввел единообразие в использовании понятий, обозначающих участников земельных отношений, и хотя в тексте п.

3 комментируемой статьи 5 ЗК РФ упоминается о том, что эти понятия и определения используются для целей настоящего Кодекса, в настоящее время даваемая Кодексом трактовка соответствующих понятий является общепринятой для законодательства и актов судебных органов. Допускается также обобщенный термин «обладатели прав на землю» или «собственники и обладатели иных прав на землю».

Навигация по записям

Права на использование участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами

» » » Права и обязанности землевладельцев распространяются на собственников земли. Содержание Земельный участок – наиболее востребованный и универсальный вид недвижимости, который можно использовать в любых целях. Несмотря на характер эксплуатации земли, она, несомненно, будет выгодна и полезна.

Например, землю можно использовать для строительства своего жилья, возведения хозяйственных и подсобных построек, для организации фермерского, огородного и садового хозяйства, а также земельные участки можно сдавать в аренду по определенной цене. Однако все манипуляции, связанные с оформлением участков и разумным распоряжением землей отличаются сложностью и неоднозначностью. Поэтому каждый гражданин, который является владельцем или пользователем территорий должен знать права и обязанности землевладельцев, чтобы обезопасить себя и свое имущество от всевозможных финансовых и имущественных потерь.

Права и обязанности землевладельцев согласно с современной законодательной базой распространяются на всех, кто является законными собственниками определенных земельных территорий.

Правовая компетенция собственников распространяется на возможность выполнения следующих действий со своим участком земли:

  1. Пользователи могут возводить любые здания для жилого, бытового, культурного или производственного использования. Важным условием является соответствие новой постройки всем законным целевым назначениям территории, а также разрешениям, требованиям архитектурных регламентов, строительных правил, санитарно-гигиенических и пожарных норм;
  2. Осуществлять любые агротехнологические манипуляции: оросительные, осушительные, мелиоративные или культуртехнические работы. Также не запрещено возводить пруды, любые водные объекты, которые соответствуют всем законодательным, строительным и экологическим требованиям;
  3. Производить любые другие манипуляции, а также выполнять любые действия, не запрещенные законодательством.
  4. Эксплуатировать в законном порядке полезные ископаемые, запасы подземной пресной воды для удовлетворения собственных бытовых нужд. Помимо этого, владельцы могут использовать пруды и обводные каналы для хозяйственных потребностей;

Используя земельные территории в таких целях, за собственником сохраняется право законной собственности на все посевы и урожай сельскохозяйственных культур, а также на всю продукцию и финансовые доходы от их успешной реализации. Исключением лишь являются случаи, когда владелец передает свою территорию в аренду, пользование на постоянной основе, наследуемое или бесплатное использование.

Все права арендатора указываются в целевых законодательных актах, в соответствии с которыми гражданин, который заключает договор об аренде земельного участка, должен соблюдать следующие правила:

  1. Распоряжаться землей самостоятельно с обязательным соблюдением всех условий заключенного договора аренды;
  2. Арендатор может организовать возведение любых водохозяйственных или мелиоративных конструкций, при условии наличия письменного согласия законного владельца территории.
  3. Возводить любые постройки производственного, жилого, бытового или фермерского предназначения, при условии наличия законного письменного согласия владельца земли. Также на аналогичных условиях пользователь может организовывать многолетние насаждения любых культур, а также сооружение любых конструкций. При этом, владельцем продукции и доходов после ее реализации становится арендатор;

Права и обязанности арендатора предусматривают обязательное выполнение всех требований владельца участка и своих законных обязанностей:

  1. строго соблюдать режим эксплуатации земли особого предназначения. Данное правило распространяется на оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и природоохранные территории;
  2. за счет личных финансовых средств приводить земли в естественное состояние в случае изменения рельефа и структуры;
  3. использовать земельные участки в течение сроков, предусмотренных договором, который зарегистрирован в законном порядке;
  4. своевременно и в полном объеме оплачивать арендную плату и земельные налоги.
  5. контролировать соблюдение целевого использования территории;

В соответствии с законодательной базой в сфере земельного права лица, которые используют территорию на основании частного сервитута, должны выполнять следующие права и обязанности землепользователей:

  1. препятствовать загрязнению, деградации структуры и плодородных свойств земли;
  2. не наносить вред окружающей среде результатами использования, а также не наносить ущерба конкретной земельной территории;
  3. полностью сохранять все специальные знаки: межевые, геодезические, административные. Метки должны устанавливаться согласно с законодательством;
  4. принимать всяческие меры по охране земель, лесных и водных объектов;
  5. должны контролировать соответствие характера эксплуатации земли целевому назначению, предусмотренному законодательством, а также классовым предназначениям территории;
  6. своевременно вносить земельный налог.

В случае необходимости установления частного сервитута любой гражданин может совершить данную операцию в судебном порядке.

Важно помнить, что судебный орган не компетентен обязать владельца участка к подписанию соглашения об установлении частного сервитута.

Суд выносит решение, согласно которому возможна регистрация земельного обременения. Судебное решение об установлении частного сервитута должно содержать в себе все условия договора. Судебный орган может самостоятельно определять данные условия, если же такая операция будет невозможна, то к судебному разбирательству привлекается специальный эксперт, который занимается земельными вопросами.

Помимо условий судебное решение должно содержать точные сведения о расположении земли.

Для этого может назначаться проведение дополнительных кадастровых работ, результатом которых станет определение границ и расположения территории.

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с законодательной базой в случае, если возникает такая необходимость для обеспечения интересов государства, органов местного управления или населения.

Установление публичного сервитута предусматривает выполнение всеми сторонами данного договора определенных условий, предусмотренных законодательством, а именно:

  1. эксплуатации территории для проведения ремонта коммунальных, инженерных или технических объектов;
  2. для размещения межевых, административных и геодезических знаков;
  3. осуществления свободного прохода в пределах земельного участка;
  4. использовать землю для свободного доступа к прибережной зоне вблизи водных объектов;
  5. проводить дренажные работы, осуществлять изыскательские или исследовательские работы.
  6. с целью забора воды и организации водопоя для животных;

Собственник публичного сервитута не может по своему желанию и усмотрению требовать прекращения его действия, так как данная операция возможна лишь на основании действующего законодательства. Любое незаконное вмешательство в деятельность землевладельцев или арендаторов земли, а также случаи препятствия совершения законных действий является поводом для принятия ответственных мер. Запрещается вмешательство со стороны следующих организаций:

  1. любых органов и коммерческих организаций;
  2. хозяйственных заведений;
  3. государственных учреждений;
  4. частных лиц и др.

В случае нарушения земельных прав собственников и арендаторов все полномочия подлежат восстановлению в законном порядке.

Защита прав землевладельцев, землепользователей осуществляется в соответствии с действующим законодательством в судебных органах и арбитражных судах.

Земельныйэксперт

2311 В земельном праве отдельной группой выделены такие участники данного вида – это арендаторы, землепользователи, землевладельцы. Арендаторы – это временные распорядители земельных зон, которые при оформлении соответствующего соглашения получают право на полноценную эксплуатацию территории, за исключением возможности использовать землю в качестве объекта юридически значимых сделок – , мены, дарения.

Данная сделка относится к категории возмездных, то есть арендатор вносит плату за использование территории. После , полномочия гражданина в отношении надела автоматически завершаются.

Арендатором может стать гражданин, достигший совершеннолетнего возраста и располагающий необходимыми средствами для внесения арендной платы. Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Землепользователи – лица, владеющие площадью по праву постоянного (бессрочного) пользования.

Примером могут являться , которые предоставляются людям в эксплуатацию в бессрочном порядке.

Такие территории передаются в распоряжение кооперативных сообществ или , а уже внутри сообщества передаются членам объединения. То есть, землепользователем может стать участник подобной организации. В случае выхода из товарищества, теряется.

Землевладельцы – это граждане, владеющие территорией по праву пожизненного наследуемого . Права и обязанности арендаторов, землепользователей и землевладельцев земельных участков оговорены в главе 6 ст. , , Земельного кодекса РФ. Следует отметить, что полномочия указанных групп людей практически в полной мере совпадают с земельных территорий, кроме некоторых моментов.

, , Земельного кодекса РФ. Следует отметить, что полномочия указанных групп людей практически в полной мере совпадают с земельных территорий, кроме некоторых моментов.

Действия, которые разрешены законом, прописаны в статьях 40 и 41 ЗК РФ. К правам можно отнести:

  1. Распорядитель вправе пользоваться общераспространенными минералами, ресурсами закрытых водоемов, подземными водами.
  2. У гражданина право строить здания и сооружения различного типа и назначения в рамках законодательных норм и с учетом требований градостроительного кодекса, а также положений отдельных ведомств.
  3. Гражданин может эксплуатировать надел по своему усмотрению, для личных нужд и с целью получения выгоды.
  4. Допускается возможность проводить на территории оросительные, осушительные и агротехнические процедуры, включая мелиоративные. Пользователь может обустроить на массиве закрытые водоемы, но в рамках нормативов и распоряжений государственных ведомств.

Помимо перечисленных прав, в законодательном порядке, пользователям могут быть предоставлены и дополнительные полномочия.

Если права указанных лиц будут нарушены, то законом предусмотрены различные меры, гарантирующие их восстановление. В частности, к виновникам могут быть применены дисциплинарные и административные меры наказания, вплоть до уголовной ответственности.

Тяжесть наказания зависит от уровня ущерба, нанесенного пользователю надела, а также, насколько совершенное действие было опасным для земельного участка.

Чаще всего используются штрафные санкции и административный арест.

Кроме прав, на рассматриваемую группу лиц накладывается ряд обязательств.

Подробно, они указаны в ст. 42 ЗК РФ. К обязанностям относятся:

  1. Организация всех необходимых охранных мероприятий и соблюдение правил эксплуатации лесов, водных и иных природных объектов
  2. Гражданин обязан своевременно оплачивать начисленные суммы за пользование земельным массивом и налоговые сборы.
  3. Обеспечение сохранности опорных знаков, а также других спецобозначений, определенных действующими нормами закона
  4. Ограждение земли от деградации, захламления или загрязнения.
  5. Эксплуатация территории только по целевому назначению, обозначенному в технической документации на землю, а также пользование землей только установленными способами, не вредящими почве и самому наделу
  6. При использовании земель, пользователь обязан соблюдать все установленные нормы, включая градостроительный регламент.
  7. Распорядитель должен вовремя приступить к эксплуатированию полученного надела, но не позднее трех лет с момента получения земли, если иные сроки не оговорены договорным актом

Земельным правом могут быть разработаны и дополнительные обязательства. При их нарушении к пользователю могут быть применены меры наказания в виде штрафа или изъятия надела.

Гражданка Ж. получила надел в порядке постоянного (бессрочного) пользования.

На протяжении трех лет она оплачивала все необходимые платежи, однако, на земле ничего не делала.

Через некоторое время Ж. получила уведомление об окончании срока пользования площадью на основании того, что женщина не исполняет своих прямых обязанностей и не эксплуатирует надел уже более трех лет. Ж. попыталась опротестовать такое решение в суде, приведя в качестве доказательств свои платежи, но суд принял решение не в ее пользу и надел был изъят. В итоге можно сделать ряд выводов:

  • Обязанности сводятся к тому, что надел должен использоваться в рамках земельного законодательства с соблюдением основных норм и требований, чтобы не допустить порчи территории и ее деградации.
  • Полномочия граждан выражаются в праве пользоваться территорией по своему желанию, за исключением эксплуатации наделов как объектов правовых сделок.
  • Если граждане не исполняют своих обязательств или их права нарушены, то к нарушителям могут быть применены различные санкции.
  • Все пользователи наделов разделены на группы: собственники, арендаторы, землепользователи и землевладельцы.
  • Права, обязанности и гарантии арендаторов, землепользователей и землевладельцев земли закреплены нормами законов РФ.

Вопрос: Я землепользователь.

Участок получил в дачном кооперативе. Взносы платил своевременно и в полном объеме. Площадь мне была необходима, чтобы построить домик, однако, когда я начал строительство, пришел глава кооператива и сказал, что я не имею на это права.

Подскажите, правомерно ли его заявление и как мне оспорить такое решение, так как руководитель грозится исключить меня из членов сообщества и лишить участка, если я буду и дальше строить дом? Ответ: Здравствуйте, права землепользователя прописаны в ст.

40 ЗК РФ и одним из таковых является возможность возведения построек с учетом всех законодательных норм и требований специальных ведомств.

Если вы своими действиями указанные нормы не нарушили, то глава кооператива не имеет права отобрать у вас площадь и исключить из сообщества. Что касается постройки дачи, то это является одним из основных ваших прав. В том случае, если ситуация не может быть решена в досудебном порядке, вы вправе обратиться в суд.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России.

Звонки принимаются круглосуточно.

Статья 5 ЗК РФ. Участники земельных отношений

Новая редакция Ст. 5 ЗК РФ 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.

В комментируемой статье определен субъектный состав земельных отношений.

Субъекты земельных отношений могут быть единоличными (граждане) и коллективными (юридические лица). Участниками земельных отношений могут выступать юридические лица. Определение юридического лица содержится в . Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в земельных отношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и др.).

Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в земельных отношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и др.).

——————————— СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Наряду с российскими юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, участниками земельных отношений могут быть также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Под «гражданами», упомянутыми в комментируемой статье 5 ЗК РФ в качестве участников земельных отношений, следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов).

В соответствии с иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и иными федеральными законами. ЗК в ряде случаев устанавливает особенности правового статуса иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства как участников земельных отношений (, , , , , ).

Особенности правового статуса иностранных юридических лиц и иностранных граждан как участников земельных отношений могут быть установлены также другими федеральными законами (например, ст. 3 Закона N 101-ФЗ , ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.) и подзаконными актами (Указ Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» ).

3 Закона N 101-ФЗ , ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ

«О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

и т.д.) и подзаконными актами (Указ Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» ). ——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018. СЗ РФ. 2007.

N 46. Ст. 5557. СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268. Приказом Росрегистрации от 16 мая 2007 года N 82 утверждены Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним. ——————————— Российская газета.

11.07.2007. N 147. Российские и иностранные юридические лица и граждане в земельных правоотношениях могут выступать в разных качествах, в зависимости от конкретной ситуации.

Они могут быть собственниками земельных участков; землепользователи — лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами — лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков (то есть владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или субаренды); обладателями сервитута, то есть иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками). Особое место в субъектном составе занимают политико-территориальные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации участвуют в земельных отношениях через соответствующие органы государственной власти.

Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в земельных отношениях через органы местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в (ст.

ст. 9 — 11). Помимо ЗК, полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников земельных отношений закреплены в иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральных законах от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , Постановлениях Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» , от 12 июня 2008 года N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» , от 1 июня 2009 года N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и т.д.). ——————————— Собрание законодательства РФ.

1999. N 42. Ст. 5005. Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867. СЗ РФ. 2008. N 25.

Ст. 2983. СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052. Полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Участвуя в земельных отношениях имущественного характера, связанных с оборотом земли, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования следуют предписаниям, содержащимся в ( — ).

1. Комментируемая статья посвящена участникам земельных отношений, т.е.

субъектам земельных правоотношений.

Субъектами земельных правоотношений — носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования. Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ — это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г.

N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст.

5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособности, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом.

Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах.

Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы. Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.

Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка.

Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права.

Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований. Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники.

Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом. Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности.

Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, как находящихся в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности.

2. Особо ЗК определяет права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. До вступления в силу ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица не могли иметь в собственности земельные участки на территории России.

Указанные лица ныне, как и российские граждане и юридические лица, могут иметь в собственности землю (см. ). 3. В ч. 3 комментируемой статьи 5 Земельного кодекса России приводятся определения лиц, использующих земельные участки на основании различных титулов: права собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.*(1) Кроме права собственности как основного титула права на землю (ст.

15 ЗК РФ) земельное и гражданское законодательство предусматривают иные права на земельные участки, на основании которых лица — несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю. Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом.

В одних случаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других — в публичной собственности: государственной или муниципальной.

Отличительной чертой прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли, является их неразрывная связь с правом собственности на тот или иной земельный участок. Все эти права делятся на два основных вида: вещные права и обязательственные права.

К вещным правам относятся: право , и . Вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими имущества — земельных участков. Переход права собственности на это имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

Вещные права подлежат защите от нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права собственности (-). К числу обязательственных прав относятся права, возникающие в результате совершения договоров и сделок: ренты и пожизненного содержания с иждивением, временного (срочного) пользования, аренды (ст. 22 ЗК РФ), безвозмездного пользования (ст.

24 ЗК РФ), доверительного управления, залога (ипотеки). Особо следует выделить такой вид прав на землю, как право общего пользования землей.

Согласно граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Эти принципы осуществления права общего пользования землей в равной степени применимы к землям, находящимся как в частной собственности, так и в государственной и муниципальной собственности.

Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию земельных участков

Права и обязанности лиц, использующих земельные участки на том или ином праве, установлены нормами статей главы VI Земельного кодекса. При этом права обладателей сервитутов в указанной главе не рассматриваются, по- скольку они определяются договором — в отношении частных сервитутов или законом, иным нормативным актом — в отношении публичных сервитутов. Права землепользователей, землевладельцев и арендаторов по использованию земельных участков практически совпадают с правами собственников.

Единственное отличие: только собственники земельных участков обладают правом собственности на расположенные на их участках многолетние насаждения (за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации).

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в исключительной собственности государства находятся все леса, кроме городских и расположенных на землях обороны; древесно-кустарниковая и иная растительность, зеленые насаждения могут находиться без ограничения в собственности собственника земельного участка. Посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации принадлежат тому, кто непосредственно использует земельный участок: или самому собственнику, или тому лицу, которому собственник предоставил земельный участок в пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон РФ «О недрах» предусматривает право собственников и владельцев земельных участков осуществлять по своему усмотрению в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (т. е. песка, глины, торфа и т. п.), не числящихся на государственном балансе.

Кроме того, они имеют право на строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом РФ в собственности граждан и юридических лиц могут находиться замкнутые водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к другим поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд и в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц; они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Так, порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий (ст. 83 ЗК РФ). Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны: жилые, производственные, рекреационные и др.

Существует совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в населенных пунктах, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны, которая согласно Градостроительному кодексу РФ называется градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г.

предусматривает (ст. 37), что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Однако любое строительство должно соответствовать прежде всего целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка: нельзя, например, возвести промышленное предприятие на землях сельскохозяйственного назначения или землях особо охраняемых природных территорий; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г.

№ 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится гражданами (физическими лицами) и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Она осуществляется на основе разработанных в установленном порядке проектов, учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. При этом проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются с учетом требований водного законодательства, а проведение агролесомелиорации — в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон различает следующие виды мелиорации: гидромелиорация (оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие) — улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды; агролесомелиорация (противоэрозионная, полезащитная, пастбищеза-щитная) — улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений; культуртехническая (расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинова-ние, землевание, плантаж и первичная обработка почвы и иные работы) ; химическая (известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв) — мероприятия по улучшению химических и физических свойств почв. Перечень прав по использованию земельных участков, установленный ст. 40 ЗК РФ, не является исчерпывающим: законодательством могут быть установлены и иные права.

Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона

«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют право также получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния.

Перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, обладающих иными правами на землю, по использованию земельных участков установлен ст. 42 ЗК РФ. Эти обязанности (в отличие от прав по ис- пользованию земли) относятся ко всем обладателям прав на земельные участки, в том числе и к лицам, использующим участок на основании сервитута. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Приведенный перечень не является исчерпывающим: самим Кодексом, иными федеральными законами могут быть установлены и иные требования к собственникам земли и иным лицам, использующим земельные участки.

Так, содержание обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по проведению мероприятий по охране земель более подробно раскрыты в ст.

13 Земельного кодекса (см. главу 10). Федеральным законом

«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

(ст. 8) установлено, что собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохо- зяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитар-ных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосани-тарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Федеральный закон

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

установил обязанность для членов таких объединений в течение трех лет освоить земельный участок (если иной срок не установлен земельным законодательством).

Неисполнение установленных законодательством обязанностей по использованию земельного участка влечет ответственность. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административных штрафов за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст.

8. 8) ; за уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст.

7. 2) В отдельных случаях неисполнение названных выше обязанностей может повлечь прекращение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения им. Такое прекращение может, в частности, последовать при использовании земельного участка не по целевому назначению или способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 8. Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Статья 8 изменена с 11 августа 2021 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+