Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков

Как приватизировать земельный участок?


12 августаФедеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ устанавливает все основные нормы, на основании которых можно осуществить приватизацию земельного участка. В тоже время, законодательство определяет, какие именно участки можно получить в собственность, и устанавливает структуру предоставления документов, на основании которых данных процесс можно осуществить.

Естественно, без особых проблем вы сможете приватизировать тот участок, на котором расположен ваш собственный дом, а также участок рядом с домом.

Кроме всего прочего, есть установленные нормы законодательства, определяющие достаточно простую структуру приватизации участков, которые были получены многодетными семьями.☎ 8 (800) 350-20-41 — Бесплатная Консультация ЮристаВам нужно будет осуществить сбор документов.

перечень всех необходимых документов четко определен законодательной базой:

  1. Обязательно нужно предоставить документ, который определяет личность заявителя, или же, если ваши интересы будут представляться иным лицом, обязательно предоставляется документ, который определяет право представителя. Также, нужно осуществить предоставление документа, который устанавливает или же удостоверяет право заявителя на испрашиваемый участок;
  2. В обязательном порядке предоставляется индивидуальное заявление, в котором вы определите свою просьбу на осуществление приватизации участка. Причем, если формируется необходимость осуществить четкое определение образования участка, а также осуществить процесс уточнения границ, то в данном случае обязательно предоставляется заявление о фактическом образовании участка с учетом определенных нюансов законодательной базы;
  3. Вам нужно будет получить выписку из ЕГРН, которая определит фактически право собственности на тот или же иной участок. В том случае, если еще не осуществлен процесс его образования, выписка предоставлена не будет;
  1. Приватизация земельного участка, который фактически находится под домом, на который вы имеете все документы, осуществляется исключительно при предоставлении документов, определяющих право собственности.
  2. Если речь идет о предоставлении земельного участка по месту работы, то нужно будет предоставить документы, которые определяют, что гражданин осуществляет выполнение работ по установленным требованиям законодательства, и имеет право осуществить приватизацию данного земельного участка в бесплатном формате;
  3. Если земельный участок был получен по программе предоставления социальной помощи многодетным семьям, нужно предоставить документы, которые подтверждают предоставление земельного участка;

После окончания сбора документов, вам нужно будет обратиться в специализированную государственную структуру – администрацию муниципального образования.

Причем, в данном случае, очень важно обратиться в ту инстанцию, которая курирует участки, на которые вы претендуете.

После предоставления документов осуществляется процесс проверки. И на основании данной информации принимается решение о приватизации.☎ 8 (800) 350-20-41 — Бесплатная Консультация ЮристаБезусловно, вам нужно получить разрешение на осуществление действий по приватизации.

Если еще предстоит процесс образования участка, то вам предоставлено будет разрешение на осуществление процесса определения границ, то есть, осуществляется процесс своеобразного согласования. Также нужно будет осуществить процедуру межевания.

В настоящий момент данный процесс выполняется быстро, и быстро оформляются все сопутствующие документы. Также следует в обязательном порядке осуществить процесс регистрации прав собственности, посредством обращения к государственному регистратору с заявлением, а также с пакетом документов. В нашей стране существует единый реестр имущественных прав, в который будут внесены ваши индивидуальные данные, а также вся информация по земельному участку, собственником которого вы являетесь.Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал и тогда Вы станете Мудрее всех!

Приватизация земельных участков

– это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

(далее — Закон о приватизации) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

К таким законам относятся, в частности, ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и Закон о приватизации. В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11

«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

разъяснено, что установленная пунктом 7 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ (ЗК РФ вступил в силу 29.10.2001г.), права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена. Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Как предусмотрено в абзаце пятом пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации, отказ в выкупе земли не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Земельным кодексом РФ и Законом о приватизации предусмотрен ряд норм, исключающих приватизацию земли. Исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации земли, на которых находятся здания, строения, сооружения, в виде единого списка отсутствует, что создает определенные сложности в определении того, возможна или нет приватизация того или иного земельного участка.

Препятствием к приватизации земли является изъятие из оборота земельных участков, установленные в статье пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. Это земли государственных заповедников и парков, земли стратегического назначения, земли вооруженных сил и федеральной службы охраны, земли под объектами атомной энергетики, земли занятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ, земли, ограниченные в обороте, это земли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесного фонда, земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, земли необходимые для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, для нужд связи и другие подобные. Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями использования земли для указанных нужд.

Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями использования земли для указанных нужд. Достаточно ясный перечень обстоятельств, препятствующих приватизации земельных участков, также указан в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11

«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

разъяснено, что, рассматривая дела о приватизации земли, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации земли, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ недействительным может быть признан судом только такой ненормативный правовой акт, который не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы, заинтересованного лица. В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. При анализе возможности обращения в арбитражный суд с указанным выше требованием необходимо учитывать, что согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.

Срок для подачи заявления может быть восстановлен судом, только если он пропущен по уважительной причине. Также за собственником недвижимости признается право предъявления иска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Как следует из пункта 8 статьи 126 АПК РФ к такому исковому заявлению должен быть приложен проект договора, о понуждении заключить который просит истец.

Объектами приватизации могут быть земельные участки. При этом необходимо иметь ввиду, что приватизация части земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участок более минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.

Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.

1. По категории земельного участка.

2. По наличию прав на земельный участок до приватизации: • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования; • земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения; • земельные участки, находящиеся на праве аренды; 3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупной стоимости) 4. По наличию на земельном участке строений: • земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц; • земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица. Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах: -единоличная собственность (один собственник земельного участка); -долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка); -совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство); Земельным кодексом РФ установлен общий порядок приватизации земельных участков.

Однако для каждого вида участка существуют особенности приватизации.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Принципиально называть приватизацией передачу в аренду земельного участка нельзя, но тем не менее на практике аренду часто называют приватизацией.
Принципиально называть приватизацией передачу в аренду земельного участка нельзя, но тем не менее на практике аренду часто называют приватизацией.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Однако каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящи9шйся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены: -цель использования земельного участка, -его предполагаемые размеры, -местоположение, -испрашиваемое право на землю. Необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами Юридические лица, которым ранее земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования, теперь, в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (№ 137-ФЗ) «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобрести земельный участок в собственность…».

При этом, до 01 января 2010 года, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» цена приобретения в собственность земельного участка устанавливается субъектами РФ и должна оставаться «…в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3-х миллионов человек…» (т.е.

для Санкт-Петербурга). После 01 января 2010 года обязанность выкупить земельные участки или оформить в аренду у лиц, которым такие участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования сохранится, но сделать это они уже смогут лишь уплатив полную стоимость участка. Кроме того, с 01 января 2011 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст.

7.34., устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» переоформление указанных прав осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 Земельного Кодекса РФ. Переход права собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

для регистрации необходимы следующие документы: -решение о о предоставлении в собственность земельного участка, вынесенное органами исполнительной власти; -договор купли-продажи земельного участка; — договор о передаче земельного участка в собственность -акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый паспорт земельного участка с указанием его кадастрового номера. Кадастровый паспорт земельного участка выдается и удостоверяется органом кадастрового учета – ТО Управления Роснедвижимости.

Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Помимо приобретения в собственность, аренда земельного участка на срок более 1 года, также подлежит государственной регистрации. При этом в территориальный орган Федеральной регистрационной службы подаётся тот же комплект документов, только вместо договора купли-продажи представляется договор аренды земельного участка.

Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Граждане, желающие приобрести земельный участок в садоводческих, огороднических или дачных хозяйствах подают уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления (по месту территориального расположения) необходимые документы:

  • документы, удостоверяющие личность.
  • заявление;
  • заверенную копию проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утвержденного главой муниципального образования.
  • заверенную копию свидетельства о государственной регистрации садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения;

Решение о предоставлении земельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения принимается уполномоченным органом РФ или Субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение 14 дней после получения указанных выше документов.

Заверенная копия такого решения выдается заявителю для установления границ земельного участка на местности и проведения его государственного кадастрового учета, что проводится за счет заявителя. Договор купли — продажи земельного участка, который по решению уполномоченного органа РФ или Субъекта РФ или органа местного самоуправления предоставлен для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, заключается в течение 5 дней после представления садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединением кадастровой карты (плана) земельного участка. При этом, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка осуществляется на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы: — описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; — заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Предоставление земельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения с иным целевым и пользованием.

Переоформление права на земельный участок включает в себя: 1. подачу в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении права.

Вместе с заявлением предоставляются следующие документы: — документы, подтверждающие нахождение у него земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (государственный акт или свидетельство); — кадастровой паспорт земельного участка; — копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя. 2. принятие решения уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; 3. государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

.

В случае, если земельный участок, находящийся у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, должен быть предоставлен ему бесплатно, договор купли — продажи не заключается, а решение о предоставлении земельного участка в собственность является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.

Приватизацию земельного участка осуществляет исполнительный орган федеральных органов власти или органов власти субъекта федерации или органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок. Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию расположенных под принадлежащей им недвижимостью земельных участков.

В случае, если здание, строение, сооружение (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка в общую долевую собственность либо в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В случае, если в здании, строении, сооружении, находящемся на неделимом земельном участке, помещений принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Поскольку в общем случае приватизация земли платная, при приобретении в собственность земельных участков под объектами недвижимости также необходимо уплатить выкупную цену, однако эта цена существенно ниже.

Размер стоимости земли устанавливается органами гос.власти или местного самоуправления в зависимости от вида собственности на земельный участок. Указанная цена выкупа не может превышать его кадастровую стоимость.

Для приватизации земельного участка собственник недвижимого имущества должен подать в уполномоченный исполнительный орган собственника земельного участка (обычно это фонды, департаменты или министерства по управлению государственными или муниципальным имуществом) заявление.

В заявлении указывается вид истребуемого права на земельный участок.

К заявлению прикладываются нотариально заверенные копии правоподтверждающих документов на объекты недвижимости и в случае наличия кадастровый паспорт земельного участка. В случае наличия у заявителя кадастрового паспорта в соответствии со ст. 36 ЗК РФ уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

36 ЗК РФ уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, желающие приобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, подают в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления необходимые документы:

  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.
  • заявление;

Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения. В случае, если земельный участок был заранее сформирован (проведено его межевание и государственный кадастровый учет), уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления до принятия решения о предоставлении его в собственность или аренду обращается к главе муниципального образования с запросом о наличии в отношении данного земельного участка публичного сервитута, установленного по решению органов местного самоуправления.

Подготовка пакета документов, необходимых для реализации права приватизации по указанным выше основаниям, вызывает много вопросов и требует не только углубленных знаний в области имущественно-правовых отношений, но и навыков практической работы с административными органами. Только сформированный земельный участок может являться объектом приватизации.

Сформированный – это участок, границы которого утверждены в установленном законом порядке, в отношении которого в полном объеме имеется картографический материал и полная, не противоречивая информация в соответствующих реестрах. В большинстве случаев процесс приватизации земельного участка не может выполняться по универсальной схеме, так как осложняется дифференцированностью земель по целям использования, наличию прав граждан, юридических лиц на земельные участки, наличию на земельном участке зданий (строений, сооружений), по признакам делимости участка.

Кроме того, существуют земли, приватизация которых ограничена и, в этом случае, для определения возможности приватизации/выкупа необходимо всестороннее изучение, в том числе и архивной документации. Учитывая ограниченные сроки, которые остались до окончания «льготной» приватизации, имеет смысл обратиться к профессионалам, т.к. их услуги будут многократно дешевле стоимости выкупа участка за полную цену, если вследствие ошибок не удастся приватизировать участок до 01.10.10 года.

Приватизация земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее. Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации.

Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г. Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:

  1. Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
  2. Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
  3. Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.
  4. Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
  5. Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
  6. Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);

Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни.

Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования. Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:

  1. Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
  2. Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
  3. Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).
  4. Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;

Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.

В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов: Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

  • Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
  • Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
  • Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
  • Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).
  • Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
  • Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
  • Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) — ст. 39.15 ЗК РФ;
  • Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.

Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток.

Подавать пакет документов следует в:

  • Администрацию муниципалитета.
  • Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются.

После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации. Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером.

В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре. Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе.

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст.

39.15 ФЗ №178). В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:

  • Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).
  • Паспорт заявителя.
  • Заявление.
  • Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.

Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).

Как приватизировать земельный участок?

Пошаговая инструкция

Под приватизацией участков земли понимается переход государственных или муниципальных земельных владений в собственность физических или .

Приватизация может осуществляться как путём выкупа наделов за определённый процент от их , так и на безвозмездной основе. В первую очередь необходимо определиться, есть ли у землепользователя право приватизировать землю бесплатно. На безвозмездной основе физические лица могут приватизировать землю один раз в жизни в следующих случаях:

  1. Если лица обладают правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  2. .
  3. Если лица используют государственную землю более пяти лет по или безвозмездного пользования;
  4. При наличии права собственности на строения в границах участка;
  5. При начале фактического пользовании участком до 25 октября 2001 года;

Важно помнить, что приватизация государственных участков после пяти лет использования возможна только в случаях, когда соблюдены обговорённые условия такого пользования (ст.

39.5 ЗК РФ). К таким условиям могут относиться следующие:

  1. Строительство жилья на участке;
  2. Работа по востребованной в сельской местности профессии в течение обговорённого срока.
  3. Занятия определённым видом деятельности на участке;

При получении права собственности на строение, расположенное на арендованном у государства земельном наделе, такой надел также подлежит безвозмездной приватизации (п. 1 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут приватизировать землю бесплатно для занятия сельским хозяйством в целях обеспечения внутренних нужд без права извлекать прибыль (ст. 39.5 ЗК РФ).

Если лицо, претендующее на приватизацию, не принадлежит к вышеперечисленным категориям, то такое лицо может приватизировать землю путём выкупа её у государственного собственника.

После определения возможности осуществить приватизацию нужно подготовить следующие документы:

  1. Документ о праве использования земли;
  2. Справку о наличии строений на участке;
  3. Удостоверение многодетного отца (многодетной матери);
  4. Копия паспорта;
  5. Кадастровые документы (при наличии).

К документу о праве пользования землёй может относиться свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, а также арендное соглашение или договор о предоставлении земли от властей. При отсутствии документально закреплённых претендующему на приватизацию лицу необходимо за свой счёт организовать кадастровые работы на участке для определения границ.

Для этого нужно обратиться в геодезическую фирму или к частному кадастровому инженеру для заказа и проведения межевых работ. Проведение работ происходит выездным кадастровым специалистом геодезической фирмы.

Если надел расположен в окружении соседних участков, то необходимо получить подписи соседей в том, что они согласны с границами, определёнными в процессе межевых работ кадастровым специалистом. После завершения работ по определению границ клиенту геодезической фирмы выдаётся межевой документ с обозначением координат границ, который подлежит регистрации в БТИ для получения .
После завершения работ по определению границ клиенту геодезической фирмы выдаётся межевой документ с обозначением координат границ, который подлежит регистрации в БТИ для получения .

Для определения места подачи заявления будущему собственнику нужно зайти на сайт ЕГРП и выяснить государственного владельца земельного надела, подлежащего приватизации.

Заявление необходимо подавать в местные органы исполнительной власти в случае, если участок находится в муниципальной собственности, например, относится к дачному или садовому кооперативу, которым земля была предоставлена муниципалитетом.

Обращаться в отделение Росимущества необходимо в случаях, если приватизируемый надел относится:

  1. К федеральной собственности;
  2. К собственности субъекта федерации.

Найти адрес отделения Росимущества в регионе заявителя можно на сайте данной организации, выбрав нужный регион на карте РФ или из списка. Заявление на приватизацию подаётся в отделение Росимущества или муниципальный орган власти вместе с собранным пакетом документов.

В верхней части указывается наименование места подачи бумаги и ФИО заявителя, а также его домашний адрес и контактные данные.

Далее следует просьба о предоставлении права собственности на земельный надел и перечисление федеральных и местных нормативных актов и законов, дающих право на такое предоставление (приватизацию). В тексте заявления должны быть отображены следующие сведения:

  1. Место нахождения надела;
  2. Возможные ограничения;
  3. Вид права, на основании которого заявитель пользуется участком;
  4. Категории земли и вид разрешённого пользования;
  5. Перечень объектов недвижимости (в том числе незавершённого строительства) расположенные в границах надела, с указанием их параметров.

Государственный служащий, принявший заявление, должен выдать заявителю расписку в приёме документов по описи.

После этого происходит рассмотрение обращения в течение месяца, по истечению которого заявителю выдаётся разрешение на приватизацию или отказ. В случае получения отказа государственный орган должен указать письменно его причину. К причинам отказа могут относиться:

  1. Ошибки в заполнении заявления;
  2. Отсутствие части необходимых документов;
  3. Предоставление недостоверных сведений.
  4. Факт бесплатной приватизации земли этим же лицом ранее;

Если часть документов отсутствует или они неправильно оформлены, претендент на участок может исправить ошибки и обратиться за разрешением на приватизацию снова, но если он уже реализовал своё право приватизации, то оформлять в собственность государственную землю может только на платной основе.

Важно помнить, что гражданину нельзя отказать в платной приватизации земли, если у него имеются во владении строения на участке (п.

3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»). После получения разрешения муниципалитета или Росимущества происходит оформление прав собственности на земельный надел в органах Росреестра.

Для этого будущий собственник подаёт в отделение Росреестра (по месту нахождения надела) следующие документы:

  1. Квитанцию об оплате .
  2. Копию паспорта;
  3. Разрешение властей на приватизацию;
  4. Кадастровые документы на землю;

Право регистрируется в течение десяти рабочих дней после приёма заявления. подробно описано в нашем материале. Хотите арендовать землю под ЛПХ?

Как это сделать правильно, описано . Альфа Банк предлагает очень выгодные условия ипотеки. Подробнее об этом вы узнаете, прочитав .

Стоимость бесплатной приватизации складывается из:

  1. Оплаты работ геодезической фирмы (3000 – 10000 рублей).
  2. Размера госпошлины за регистрацию (350 рублей);

Если приватизация не бесплатная, то к стоимости добавляется стоимость выкупа земли у государственного владельца. Для земель федеральной собственности установлена цена выкупа в размере 60% от кадастровой стоимости надела, согласно пункту 3 Постановления правительства РФ № 279. Цена выкупа земель субъектов федерации и муниципалитетов определяется региональными и местными подзаконными актами.

Итак, для приватизации земли необходимо получить разрешение государственного собственника (муниципалитета или отделения Росимущества) и оформить право собственности в Росреестре.

Если право на бесплатную приватизацию отсутствует, землю можно выкупить за процент от её кадастровой стоимости. Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+