Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Бухгалтерский учет - Затраты на капитальный ремонт скважины в бухгалтерском учете

Затраты на капитальный ремонт скважины в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет затрат на капитальный ремонт основных средств – проводки. Увеличивается ли стоимость ОС?


» » » » 22.08.2019 Эксплуатация основных средств (ОС) в производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия неизбежно сопровождается их износом, что нередко приводит к поломкам применяемого оборудования, частичному разрушению рабочих помещений. Чтобы не допустить окончательного выхода из строя объектов ОС и ощутимо сэкономить на затратах, связанных с заменой технических устройств, рекомендуется своевременно восстанавливать соответствующие активы.

Как известно, восстановление нормальной работоспособности основных средств осуществляется посредством выполнения ремонтных работ, а также реализации проектов их реконструкции и модернизации.

К и относятся мероприятия, способствующие улучшению или, как вариант, целенаправленному формированию обновленных технико-экономических характеристик применяемого оборудования. Ремонтные работы подразумевают совокупность мероприятий, предусматривающих замену определенных частей, деталей, конструкций конкретного объекта ОС, а также действий, нацеленных на обеспечение его нормального функционирования.

Ремонтные работы, в свою очередь, бывают текущие и капитальные. Если судить о назначении , следует отметить, что он направлен на устранение, условно говоря, несущественных поломок, профилактику возможных неисправностей, общее поддержание актуальной работоспособности используемого оборудования. Что касается капитального ремонта, то он осуществляется, чтобы поддерживать рабочее состояние основного средства путем восстановления его технико-экономических параметров до нужного уровня.

Таким образом, ремонтные работы капитального характера предполагают обычно более серьезные затраты, нежели, например, текущий ремонт.

Соответственно, к бухгалтерскому учету расходов на капитальный ремонт необходим определенный подход, предусмотренный, однако, действующими нормами и стандартами. Как уже упоминалось ранее, капитальный ремонт ОС предусматривает обычно значительный объем работ, ощутимо способствующих заметному улучшению технического состояния таких объектов. Как правило, данный ремонт требует большого ресурса времени.

Если следовать общепринятому регламенту, он выполняется на предприятии один раз за несколько лет.

Текущий же ремонт, как известно, проводится в организациях регулярно – гораздо чаще, согласно установленному расписанию.

Надо отметить, что бухгалтеру для целей проведения учета вовсе не обязательно разграничивать виды ремонтных работ, осуществляемых в отношении объектов ОС. Кроме того, ремонт ОС специально не дифференцируется ни в бухучете, ни в налоговом учете.

Следует знать, что капитальный ремонт ОС может осуществляться комплексно, то есть полностью охватывать весь восстанавливаемый объект, или, как вариант, выборочно, то есть предусматривать ликвидацию поломок отдельных частей (элементов) оборудования. Целесообразность проведения очередного капитального ремонта определяется и обосновывается техническими службами, уполномоченными выполнять подобные действия в тех или иных организациях. Если сравнивать бухучет капитального ремонта основных средств с учетом иных восстановительных мероприятий и проектов, надо отметить, что ремонтные расходы всегда включаются в состав текущих издержек, а вложения в реконструкцию и модернизацию относятся обычно на расходы капитального характера.

Часто задается вопрос о том, приводит ли финансирование затрат на выполнение капремонта к адекватному росту балансовой (оценочной) стоимости соответствующего объекта ОС.

Ответ на него содержится в стандарте , регламентирующем порядок бухучета ОС. Помимо этого, некоторые разъяснения по данному вопросу даются положениями . Так, первоначальная (первичная) стоимость ОС подлежит правомерному увеличению исключительно в том случае, если качественные характеристики соответствующего объекта основных средств реально улучшились по итогам проведения его модернизации и (или) реконструкции.

Что касается ремонтных расходов, в том числе и затрат на капитальный ремонт, то они не включаются в цену основного средства и, соответственно, не увеличивают стоимости данного актива. Важно! Когда руководство организации принимает обоснованное решение о необходимости выполнения капитального ремонта ОС, следует выбрать подходящий способ его проведения. Как правило, данное мероприятие может осуществляться в соответствии с одним из двух следующих подходов:

  1. привлечение ресурсов внешних (сторонних) организаций посредством заключения подрядных договоров.
  2. восстановление технического объекта собственными силами, то есть внутренними ресурсами самого предприятия;

Корректное оформление всех процессов и процедур, связанных с капремонтом основных средств на предприятии, имеет огромное значение для правильного учета соответствующих затрат.

Следует знать, что документальное подтверждение проведенного ремонта часто становится объектом пристального внимания со стороны сотрудников налоговой службы.

На разных этапах капремонта ОС необходимо составлять следующие документы:

  1. Все оплаченные расходы и произведенные затраты должны подтверждаться платежными документами, сметно-технической документацией.
  2. Если объект передается для выполнения ремонта собственному подразделению предприятия, оформляется накладная, удостоверяющая факт внутреннего перемещения.
  3. Факт завершения капитальных ремонтных работ и возврата объекта на предназначенное место также оформляется .
  4. Если ремонт основного средства поручается внешней организации, составляется договор соответствующего подряда и удостоверяющий акт приемки-передачи.
  5. Обоснование необходимости осуществления данного ремонта. Для объекта ОС составляется акт фиксации выявленных неисправностей или, как вариант, дефектная ведомость.

О документальном оформлении проведения ремонта . Издержки на ремонт ОС учитываются в составе производственных расходов или, как вариант, сбытовых затрат. Такая позиция отражается в методических рекомендациях, регламентирующих учет основных средств и утвержденных распорядительным актом Минфина РФ.

В таблицах, представленных ниже, рассматриваются типичные транзакции. Первая ситуация – у предприятия имеется собственное подразделение, уполномоченное осуществлять ремонтные работы. В этом случае уместно применение счета 23: Операция (описание) Дебет счета Кредит счета Учитываются ремонтные издержки 23 70,69,10,02 Издержки, понесенные ремонтным подразделением, включаются в состав производственных расходов или сбытовых затрат 44,26,25,20 23 Вторая ситуация – организация самостоятельно ремонтирует основные средства, но не имеет собственного ремонтного подразделения: Операция (описание) Дебет счета Кредит счета Учитываются ремонтные расходы 44,26,25,20 70,69,10,02 Третья ситуация – ремонтные работы полностью осуществляются сторонней подрядной структурой: Операция (описание) Дебет счета Кредит счета Учитывается стоимость услуг по ремонту ОС 44,26,25,20 60 Отражается НДС для заказанных ремонтных работ 19 60 Регламентом налогового учета предписывается включение ремонтных издержек в состав прочих затрат.

Признаются такие расходы именно в том отчетном периоде, в котором они и были фактически произведены. Помимо этого, законодательством разрешается формирование целевых резервов, предназначенных для финансирования будущего ремонта.

Если такой резерв предприятием все же создается, это позволяет равномерно распределять (показывать) ремонтные издержки в системе налогового учета на протяжении ряда отчетных периодов. Метод отражения (фиксации) ремонтных затрат закрепляется учетной политикой организации.

Следует уточнить, что подобное резервирование и распределение ремонтных издержек допускается исключительно для налогового учета. В бухучете такая практика не предусматривается. Очевидно, что ремонтные издержки, в том числе и на капремонт ОС, не приводят к повышению балансовой стоимости соответствующих объектов.

Они просто относятся на затраты предприятия, что характерно как для бухучета, так и для налогового учета.

Примечательно, что для учетных целей отсутствует необходимость в разделении ремонтных работ по направлениям текущего и капитального ремонта. Опция резервирования ремонтных издержек в налоговом учете позволяет равномерно их распределять на протяжении нескольких периодов.

Капремонт вместо реконструкции: учесть расходы стало проще

Важное 31 августа 2011 г.

10:42 Максим Бушуев, бухгалтер компании «Гринатом» (МФ ОЦО ГК «Росатом») Это имеет важное значение, так как на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных.

Основные нюансы рассмотрены в «Актуальной бухгалтерии» . Почему невыгодна реконструкция? Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта (подп.

Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта (подп.

2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260, НК РФ). С расходами на реконструкцию другая ситуация.

Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию (п. 2 ст. 257, НК РФ). В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания.

Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Кроме того, если реконструкция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту ( НК РФ). Пример Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб.

(без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.

Вариант 1: расходы учтены как ремонт. Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт). Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).

Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.

Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить первоначальную стоимость здания. При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так: 1 : 252 мес.

× 100% × 3 000 000 руб. = 11 905 руб.

Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила: 11 905 руб. × 60 мес. = 714 300 руб. Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см.

письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57): 1 : 252 мес. × 100% × (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = 15 476 руб. То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит: (3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : 15 476 руб. = 206 мес. В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет.

= 206 мес. В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет. Итак, вполне очевидно стремление большинства компаний списать, как правило, немалые расходы на строительно-монтажные работы в качестве ремонтных.

В свою очередь, налоговики при каждом удобном случае пытаются признать подобные работы реконструкцией, а значит, исключить их стоимость из состава расходов. Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.

Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии? До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР. Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Налоговом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.

Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы (письма Минфина России от 24.03.2010 № 03-11-06/2/41, от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794) (см. таблицу). Капитальный ремонт Документы Реконструкция Документы Капитальный ремонт включает в себя: устранение неисправностей всех изношенных элементов; их восстановление или замену на улучшенные (в данном случае допустима экономически целесообразная модернизация объекта: улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории).

Перечень конкретных видов работ содержится в приложении № 8 к Положению МДС 13-14.2000. Обратите внимание: не является ремонтом полная замена основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) п. 5.1 ВСН 58-88(р), утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312; п.

3.11 Положения МДС 13-14.2000, утв.

пост. Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 Реконструкция — это переустройство объекта, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей для увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. При реконструкции могут проводиться следующие работы: — изменение планировки помещений; — возведение надстроек, встроек, пристроек (при необходимости — их частичная разборка); — повышение уровня инженерного оборудования (в т. ч. реконструкция наружных сетей, кроме магистральных); — улучшение архитектурной выразительности объекта; — благоустройство прилегающих территорий; — расширение существующих и строительство новых обслуживающих объектов (или строительство основных объектов вместо ликвидируемых) п.

2 НК РФ; п. 5.3. ВСН 58-88(р); письмо Минфина СССР от 29.05.1984 № 80* * В данном письме речь идет о реконструкции предприятий (т.

е. понятие «реконструкция» дано в более широком смысле). Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются. Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно.
Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно.

Об этом свидетельствует и обширная судебная практика (пост.

ФАС УО от 27.06.2011 № Ф09-9075/10, ФАС СКО от 15.06.2011 № Ф08-3120/11; определение ВАС РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11 и т. д.). В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 11495/10 (далее — Постановление № 11495/10)), в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией.

Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились. Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы

«по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола»

.

Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась. Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию. В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах).

Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.

Капремонт «узаконили» Теперь в связи с принятием Закона № 215-ФЗ разграничить капитальный ремонт и работы по реконструкции станет намного легче.

Наиболее существенные изменения внесены в положения Градостроительного кодекса.

Обратите внимание: этот документ является одним из важнейших в регулировании вопросов строительства, реконструкции, ремонта (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 ГрК РФ). Обновленная редакция Градостроительного кодекса действует с 22 июля 2011 года. Теперь в нем содержится официальное определение капитального ремонта, а также более подробно описан перечень работ, относящихся к реконструкции.

До внесения поправок понятие «реконструкция» в Градостроительном кодексе было слишком общим, но теперь отдельные определения терминов «реконструкция» и «капитальный ремонт» даны для объектов капитального строительства (т. е. зданий, сооружений и др.) и для линейных объектов (линий связи или электропередачи, дорог, трубопроводов и др.) (подп. 14—14.3 ст. 1 ГрК РФ). Так, теперь к реконструкции капитальных объектов, кроме изменения параметров объекта (высоты, этажности, площади, объема), относятся еще и следующие виды работ:

  1. замена или восстановление его несущих строительных конструкций (за исключением отдельных элементов этих конструкций).
  2. надстройка, перестройка или расширение объекта;

Капитальный ремонт зданий, сооружений — это замена или восстановление:

  1. систем инженерно-технического обеспечения и их сетей;
  2. отдельных элементов несущих строительных конструкций.
  3. строительных конструкций объекта (кроме несущих);

Что касается ремонта и реконструкции линейных объектов, то здесь главный критерий отличия — это изменение класса, категории, изначальных показателей функционирования или границ полос отвода, а также охранных зон объекта.

Иными словами, если хотя бы один из этих признаков изменился, значит, проведена реконструкция, если нет — капитальный ремонт. Кроме того, незначительные изменения затронули и положения Налогового и Земельного кодексов.

Но эти поправки, по сути, носят лишь уточняющий характер (в частности, из некоторых положений НК РФ с 2012 г.

исключено отдельное упоминание работ по «расширению» объекта).

При этом в основных положениях Налогового кодекса, которые регулируют учет расходов на ремонт и реконструкцию, никаких изменений не произошло.

Подведем итоги Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса.

Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись). Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета.

То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение. Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.

Пример Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12).

При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним. Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников. С учетом положений НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией.

Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).

Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива. В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.

Экспертиза статьи: Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ,

Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

  1. 8.
  2. 1.
  3. 7.
  4. 4.
  5. 5.
  6. 2.
  7. 10.
  8. 9.
  9. 3.
  10. 6.

Бухучет Пользователи недр учитывают в бухучете расходы на освоение месторождений в следующем порядке:

  1. по правилам ПБУ 24/2011 – до момента подтверждения ;
  1. по правилам ПБУ 6/01 и 14/2007 – после момента подтверждения экономической целесообразности расходов на освоение месторождений.

Это следует из пункта 2 ПБУ24/2011. В соответствии с ПБУ 24/2011 расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) учитываются в составе:

  1. внеоборотных активов;
  1. расходов по обычным видам деятельности.

Виды поисковых затрат (других аналогичных затрат), а также какие из них будут учитываться в составе внеоборотных активов (поисковых активов), определите самостоятельно. Закрепите это в учетной политике для целей бухучета и применяйте такой порядок и классификацию последовательно из года в год.

Остальные поисковые затраты (т. е. не признанные внеоборотными активами) учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 11 ПБУ 24/2011.

Поисковые затраты, отнесенные к внеоборотным активам, учитывайте на счете 08. По своему содержанию поисковые активы делятся на и . Поэтому их учет ведите на отдельных субсчетах, открытых к счету 08. Это следует из пунктов 6 и 9 ПБУ 24/2011. Действующим планом счетов такие субсчета не предусмотрены.
Действующим планом счетов такие субсчета не предусмотрены.

Поэтому организация может их ввести самостоятельно и прописать это в учетной политике для целей бухучета.

Например, учет можно вести так:

  1. счет 08 субсчет «Нематериальные поисковые активы»;
  1. счет 08 субсчет «Материальные поисковые активы».

К материальным поисковым активам относятся поисковые затраты на приобретение объектов, имеющих материально-вещественную форму.

Например, такие:

  1. сооружения (система трубопроводов и т. д.);
  1. оборудование, которое используется для поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки запасов нефти и газа (например, специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т. д.);
  1. транспортные средства.

Об этом сказано в пункте 7 ПБУ 24/2011.

Нематериальными поисковыми активами являются:

  1. право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное соответствующей лицензией;
  1. информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;
  1. результаты разведочного бурения;
  1. результаты отбора образцов;
  1. иная геологическая информация о недрах;
  1. оценка коммерческой целесообразности добычи.

Об этом сказано в пункте 8 ПБУ 24/2011.

Учитывайте поисковые активы отдельно по каждому лицензионному участку недр (п. 5 ПБУ 24/2011). Единицу бухучета поисковых активов определяйте следующим образом:

  1. для материальных поисковых активов – по ;
  1. для нематериальных поисковых активов – по .

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 ПБУ 24/2011.

Первоначальная оценка поискового актива в бухучете равна сумме фактических затрат, перечень которых содержится в пункте 13 ПБУ 24/2011.

К ним относятся суммы, уплачиваемые:

  1. поставщикам или продавцам по договору;
  1. подрядчикам за выполнение работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  1. посредникам, через которых приобретен поисковый актив;
  1. за информационные и консультационные услуги;
  1. сотрудникам, занятым в создании поискового актива.

Кроме того, в фактические затраты включаются:

  1. таможенные пошлины и сборы;
  1. невозмещаемые налоги, государственные и патентные пошлины;
  1. амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива;
  1. обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами;
  1. иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) поискового актива, обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

Не включаются в стоимость поисковых активов:

  1. возмещаемые налоги;
  1. общехозяйственные расходы;
  1. другие аналогичные расходы, если они непосредственно не связаны с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых, их разведке и относятся к отдельному участку недр, на котором выполняются работы.

Об этом сказано в пунктах 12–14 ПБУ 24/2011.

Последующую оценку (переоценку) материальных и нематериальных поисковых активов проводите аналогично правилам последующей оценки и с учетом следующих особенностей. На каждую отчетную дату организация должна проводить анализ наличия признаков обесценения поисковых активов.

При этом нужно рассматривать как минимум следующие признаки обесценения:

  1. окончание в течение 12 месяцев после отчетной даты срока лицензии на поиск, оценку месторождений при отсутствии намерений и (или) возможности ее продления;
  1. существенные затраты на выполнение работ по дальнейшему поиску, оценке месторождений и разведке полезных ископаемых на определенном участке не учтены в планах организации;
  1. прекращение поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых на определенном участке в связи с тем, что они не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;
  1. вероятность того, что стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам.

Если такие признаки присутствуют, то изменение стоимости активов учитывайте по правилам МСФО, изложенным в IAS 36 и IFRS 6. Это следует из положений пунктов 19–20 ПБУ 24/2011.

Поисковые активы подлежат амортизации. Порядок начисления амортизации организация закрепляет в своей учетной политике для целей бухучета (п. 17 ПБУ 24/2011). По материальным поисковым активам амортизацию начисляйте одним из четырех способов, указанных в пункте 18 ПБУ 6/01:

  1. ;
  1. ;
  1. ;
  1. .

Нематериальные поисковые активы можно амортизировать одним из способов, перечисленных в пункте 28 ПБУ 14/2007, а именно:

  1. ;
  1. ;
  1. .

Начисляйте амортизацию, включайте ее в состав затрат и отражайте эти операции в учете по общим правилам для основных средств и нематериальных активов с учетом двух следующих особенностей.

Затраты на получение лицензии не амортизируйте до подтверждения полезных ископаемых (п. 18 ПБУ 24/2011). В случае если поисковый актив используется для создания другого поискового актива, амортизационные отчисления по нему включайте в состав затрат на создаваемый актив (п.

17 ПБУ 24/2011). Признание поисковых активов в отношении лицензионного участка недр прекращайте в случае документального подтверждения:

  1. либо ;
  1. либо бесперспективности добычи полезных ископаемых.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 24/2011. Ситуация: какими документами подтвердить коммерческую целесообразность добычи полезных ископаемых?

Перечень подтверждающих документов организация устанавливает самостоятельно. Это следует из пункта 22 ПБУ 24/2011. Из определения следует, что подтверждающие ее документы должны содержать следующую информацию:

  1. расчеты, подтверждающие вероятность того, что добыча принесет экономическую выгоду;
  1. подтверждение того, что организация обладает ресурсами, необходимыми для проведения добычи;
  1. информацию о наличии юридических прав на добычу полезных ископаемых.

При этом экономическую выгоду добычи можно обосновать, к примеру:

  1. протоколом заседания Центральной комиссии по разработке Роснедр (п.

    4.1 и 6.9 Временного положения, утвержденного приказом Роснедр от 15 августа 2005 г. № 877);

  1. отчетом независимого оценщика;
  1. приказом (распоряжением) руководителя организации о начале разработки конкретного участка недр;
  1. обоснованным заключением специалистов (или подразделений) организации, планирующей разработку участка недр, ответственных за принятие решений о необходимости разработки конкретного участка недр (исходя из продуктивности месторождения, стоимости полезных ископаемых, размере возможных затрат, наличия необходимой инфраструктуры). Такое заключение может быть основано на расчетах специалистов, заключениях государственных органов или независимых экспертов.

Если подтверждена коммерческая целесообразность добычи, то сделайте следующее.

Поисковые активы проверьте на обесценение. Если обесценение подтверждено, то признайте его результаты.

Затем поисковые активы переведите в состав основных средств (нематериальных активов) по остаточной стоимости, рассчитанной по формуле: Остаточная стоимость поискового актива = Фактические затраты на создание актива (с учетом переоценок) – Накопленная амортизация – Обесценение Об этом сказано в пункте 23 ПБУ 24/2011.

Перевод поисковых активов в основные средства и нематериальные активы проводите в соответствии с нормами ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007. При этом учтите, что некоторые из нематериальных поисковых активов при такой операции могут самостоятельными учетными единицами не выступать, а будут признаны в составе капитальных вложений в другой внеоборотный актив.

Например, затраты на геологоразведочные работы, которые относятся к конкретным скважинам, могут быть включены в фактическую стоимость скважин при их признании объектами основных средств. Такой порядок предусмотрен пунктом 26 ПБУ 24/2011. Поисковые активы, которые выбывают или не способны приносить организации в будущем экономические выгоды, спишите по общим правилам для основных средств и нематериальных активов (п.

24 ПБУ 24/2011). Подробнее об этом см.:

  1. ;
  1. ;
  1. ;
  1. .

Если добыча полезных ископаемых признана бесперспективной, то поисковые активы спишите в состав прочих расходов. Исключением являются случаи, когда организация продолжает использовать поисковые активы в своей деятельности (п.

25 ПБУ 24/2011). В бухучете поисковые затраты отражайте следующими проводками: Дебет 08 Кредит 02 (10, 70, 69.) – отражены расходы в виде формирования стоимости поискового актива. Такие проводки делайте до момента признания коммерческой целесообразности добычи или ликвидации актива.

После того как признана коммерческая целесообразность добычи, указанные расходы отнесите на стоимость основного средства (нематериального актива): Дебет 01 (04) Кредит 08 – отнесены поисковые затраты на стоимость основного средства (нематериального актива). Если добыча полезных ископаемых признана бесперспективной, то поисковые активы спишите в состав прочих расходов: Дебет 91-2 Кредит 08 – списана стоимость поисковых активов по бесперспективной добыче.

Для отражения поисковых активов в Бухгалтерском балансе предусмотрены строки:

  1. строка 1130 «Нематериальные поисковые активы»;
  1. строка 1140 «Материальные поисковые активы».

Раскрывать информацию о поисковых активах организация должна в соответствии с требованиями, которые установлены ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 в отношении и . Дополнительно по группам материальных поисковых активов нужно раскрыть следующую информацию:

  1. о фактических затратах с учетом переоценок, суммах накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчетного периода;
  1. об остаточной стоимости активов, обесценившихся в отчетном году, на начало и на конец отчетного периода и признанном за отчетный период обесценении.

Об этом сказано в пункте 28 ПБУ 24/2011. Перечень информации об учетной политике в отношении поисковых активов, которую организация должна раскрывать в пояснительной записке, представлен в пункте 29 ПБУ 24/2011.

Расходы на освоение природных ресурсов относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Их перечень приведен в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ и, в частности, включает:

  1. расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов);
  1. расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом);
  1. расходы на разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания при наличии лицензии или иных разрешений уполномоченных органов;
  1. расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
  1. расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности;
  1. расходы на проведение работ по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды;
  1. расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов;
  1. расходы на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений;
  1. .

Перечень расходов является открытым, поэтому организация может его дополнить. При этом должно быть соблюдено условие: затраты должны относиться к периоду освоения ресурсов, когда доходов от своей деятельности организация еще не получает.

Это следует из абзаца 1 пункта 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ. Расходы на освоение природных ресурсов отражайте в налоговых регистрах в разрезе каждого лицензионного участка недр (месторождения).

Порядок их распределения между участками определите самостоятельно и . Это следует из пункта 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ. Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов един как для результативных и перспективных изысканий (работ), так и для безрезультатных и нецелесообразных (абз.

6 и 7 п. 3 ст. 325 НК РФ). Расходы, которые формируют первоначальную стоимость предполагаемого основного средства (в т.

ч. скважин) сразу капитализируйте. В налоговых регистрах такие расходы отражайте обособленно по каждому объекту. После расходы списывайте путем .

Об этом сказано в пункте 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Важно отметить, что по следующим объектам накопленные затраты могут не формировать стоимость основного средства:

  1. непродуктивные скважины;
  1. временные сооружения (в т.

    ч. временные подъездные пути и дороги, площадки, сооружения для хранения плодородного слоя почвы, добытых пород и отходов, временные сооружения для проживания и т. д.).

Расходы на бурение скважины, признанной непродуктивной, признавайте в следующем порядке.

С 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором непродуктивная скважина была ликвидирована, накопленные расходы списывайте равномерно в течение 12 месяцев.

В том же порядке признавайте и расходы на ликвидацию такой скважины, а также на проведение геологических работ и испытаний с ее использованием. Причем так поступайте независимо от того, будут ли после ликвидации продолжены, или прекращены дальнейшие работы на соответствующем участке недр.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 4 статьи 261 и пунктом 5 статьи 325 Налогового кодекса РФ. Признание скважины непродуктивной и ее ликвидацию могут подтвердить следующие документы:

  1. акт о ликвидации скважины;
  1. общая пояснительная записка, включающая обоснование критериев и варианта ликвидации скважин, вариант ликвидации (в зависимости от этапа бурения или эксплуатации скважин);
  1. технологические и технические решения по ликвидации скважин, оборудования ствола скважин и устья.

Такой вывод следует из пунктов 1266 и 1268 Федеральных норм и правил, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г.

№ 101. Внимание: о признании скважины непродуктивной обязательно уведомьте налоговую инспекцию по месту учета. Сделать это нужно не позднее срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за тот период, в котором расходы на скважину (или их часть) учтены в составе прочих расходов. Решение о признании скважины непродуктивной принимается один раз и в дальнейшем изменению не подлежит.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 4 статьи 261 Налогового кодекса РФ. Расходы на создание временных сооружений признавайте в следующем порядке.

Если временные сооружения являются , то расходы на их создание включайте в первоначальную стоимость и списывайте через амортизацию. Если временные сооружения не являются основными средствами, указанные затраты признавайте единовременно в составе прочих расходов.

Признавать расходы по конкретному объекту начните с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по его созданию. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 8 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/680. Порядок признания расходов, не относящихся к конкретным объектам, зависит от их вида.

Период признания расходов по видам представлен в таблице: Вид расходов Период признания Основание На поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов) Равномерно в течение 12 месяцев абз. 3 п. 2 ст. 261 НК РФ, письмо Минфина России от 27 ноября 2013 г. № 03-03-10/51227 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 февраля 2014 г.

№ ГД-4-3/1898) На разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания (на основании полученной лицензии или другого разрешения) На геологоразведочные работы собственными силами по тем видам работ, которые выполнены по договорам с подрядчиками На приобретение геологической и другой информации у третьих лиц (в т. ч. в государственных органах) На проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин На подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ Равномерно в течение двух лет (но не более срока эксплуатации участка недр) абз. 4 п. 2 ст. 261 НК РФ На возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам (в т.

ч. по договорам с региональными и местными властями, а также с родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов) На переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений (в т. ч. по договорам с региональными и местными властями, а также с родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов) Текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (расходы на оплату труда, содержание временных сооружений и т. д.) Единовременно в периоде возникновения абз.

5 п. 3 ст. 325 НК РФ Расходы на доразведку месторождения или его участков (по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям) При проведении геологоразведочных, геолого-поисковых работ и работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин в расходы принимайте:

  1. всю сумму затрат, подтвержденную актами выполненных работ (по договорам с подрядчиками). В этом случае налоговые регистры ведите в разрезе каждого договора и по каждому конкретному участку недр. А также обязательно указывайте дату окончания работ;
  1. фактически понесенные расходы (по работам без участия подрядчиков).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 325 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2013 г.

№ 03-03-10/51227 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 февраля 2014 г. № ГД-4-3/1898, которое размещено на официальном сайте ведомства в разделе «Разъяснения, обязательные для применения»). Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат на бурение скважины.

После проведения работ скважина ликвидируется АО «Альфа» заключило договор подряда на поисковые работы по бурению скважины. Стоимость работ составила 8 260 000 руб.

(в т. ч. НДС – 1 260 000 руб.). После проведения поисковых работ скважина признана непродуктивной и ликвидирована.

Расходы на ликвидацию скважины составили 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.). Поисковые работы проводились в июне, а ликвидация скважины – в июле.

В бухучете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки. Июнь: Дебет 08 Кредит 60 – 7 000 000 руб.

– отражена стоимость работ по бурению поисковой скважины; Дебет 19 Кредит 60 – 1 260 000 руб. – отражен входной НДС; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 1 260 000 руб. – принят к вычету входной НДС.

Июль: Дебет 91-2 Кредит 08 – 7 000 000 руб.

– списана стоимость поискового актива; Дебет 91-2 Кредит 60 – 500 000 руб. – отражены затраты на ликвидацию скважины; Дебет 19 Кредит 60 – 90 000 руб.

– отражен входной НДС; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 90 000 руб. – принят к вычету входной НДС.

В налоговом учете расходы на бурение скважины, а также ее ликвидацию признаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы.

Эти расходы учитываются при определении налоговой базы равномерно в течение 12 месяцев. Таким образом, бухгалтер «Альфы» в течение 12 месяцев начиная с августа включает в расходы ежемесячно по 625 000 руб. ((7 000 000 руб. + 500 000 руб.): 12 мес.).

Поскольку затраты на бурение и ликвидацию скважины в бухучете признаются в расходах единовременно в месяце завершения работ, в учете возникает отложенный налоговый актив.

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 1 500 000 (7 500 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+